Предыдущая Следующая

Замечательный российский историк сумел мно­гое сказать и своим современникам, и потомкам.

Ключевский считал, что «в жизни учёного и писателя главные биографические факты — кни­ги, важнейшие события — мысли».

ИВАН ЕГОРОВИЧ ЗАБЕЛИН

(1820—1908)

В русской науке Иван Егорович Забелин известен как историк быта. Он родился в Твери, в небогатой семье мелкого чиновника, и, чтобы содержать себя, большую часть жизни вынужден служить, начав с должности канцеля­риста в Оружейной палате Московского Кремля. Иван Егорович никогда не учился ни в гимназии, ни в университете и не имел никакого другого образования, кроме так и не оконченного им Преображенского сиротского училища. Но благо­даря научным заслугам ему удалось подняться до положения доктора русской истории, почётного члена Академии наук и товарища (т. е. помощника) председателя Русского Исторического музея (воз­главлял это учреждение великий князь Сергей Александрович, брат императора Александра III).

Будучи по происхождению близким к низшим классам общества и привыкнув к нелёгкой и кропотливой работе, Забелин более, чем кто-либо, насыщал историческое повествование мелкими и мельчайшими деталями народного быта. Это заставляло читателей почувствовать всю красоту и поэзию повседневной жизни людей далёкого прошлого. В главной работе всей его жизни «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях» подробность — бог. Этот колоссальный по объёму труд вышел в 60-х гг. XIX в. в двух частях: «Домашний быт русских царей» и «До­машний быт русских цариц». Известный учёный, профессор Московского университета Фёдор Ива­нович Буслаев считал, что эта работа Забелина — лучшее сочинение по русской истории из всех, которые когда-либо выходили. И более столетия спустя книги Забелина продолжают оставаться настоящим кладезем сведений о прошлом России.

Сочинения Забелина пользовались необыкно­венным успехом: тиражи расходились чрезвычай­но быстро, что уже само по себе — большая редкость для научных исторических трудов. Более того, главный труд Забелина был дважды пере­издан ещё при жизни автора, неизменно вызывая у публики живейший интерес. За «Домашний быт русских цариц» историк получил Золотую медаль

Памятник Минину и Пожарскому на фоне храма Василия Блаженного.

Спасителям Москвы в эпоху Смуты И.Е. Забелин посвятил книгу «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время».

 

 

 

статистики города Москвы» и до­полнял составленный историком аль­бом со старинными видами Кремля.

С большой страстностью Забелин отстаивал самобытность русской культуры, борясь против переоценки иноземных влияний. Но неправильно было бы на этом основании считать его консер­ватором, увлекающимся только стариной, зо­вущим назад, в прошлое. Горячее патриотическое чувство, любовь к народу и его истории не привели Забелина к идеализации патриархального строя. В своих трудах он показывал важное значение европейской ориентации России, открытости всему новому, протестуя лишь против распространённого в научных кругах мнения, согласно которому русская культура представляла собой только цепь заимствований. В отечественное искусствоведение вошла его превосходная книга «Черты само­бытности в древнерусском зодчестве», в которой рассказывалось о шатровых храмах — русском вкладе в мировую архитектуру.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org