Деятельность Ивана Егоровича не ограничивалась лишь
изучением истории быта. Он был крупным археологом, немало сделал в области
популяризации исторических знаний. Будучи уже глубоким стариком, он энергично
занимался пополнением фондов Исторического музея. Среди русских историков Забелин был продолжателем
традиций Карамзина и стоял несколько особняком в научных кругах своего
времени. Он полагал, что точность при работе с историческими
источниками, упорный и тяжёлый труд истинного историка не имеют настоящей цены,
если впоследствии они не используются с целью воспитательной, патриотической.
Поэтому работы Забелина, написанные живо и увлекательно, всегда были
рассчитаны на широкие круги читателей, а не только на специалистов-историков. В
В конце жизни Забелин заслуженно пользовался славой
одного из известнейших отечественных историков. На 50-летие своей научной
деятельности он получил поздравления от великих князей, министра просвещения,
а также от нескольких университетов, а на 70-летие научной деятельности — от
императора Николая II. После кончины историка
в ПЛАТОНОВ (1860—1933) Одним из наиболее популярных историков дореволюционной
России был Сергей Фёдорович Платонов. Выпускник, а позднее профессор и декан
историко-филологического факультета Петербургского университета, член-корреспондент
Академии наук, он до Октябрьской революции преподавал историю в средних и
высших учебных заведениях Петербурга. Именно ему, опытному педагогу, было
доверено обучение великих княжон и самого наследника престола. Платонов был
исследователем и издателем многих материалов по истории России XVI—XVII вв.,
автором научных трудов по истории Смутного времени и учебников: «Древнерусские
сказания и повести о Смутном времени как исторический источник», «Очерки по
истории Смуты в Московском государстве в XVI—XVII вв.»,
«Лекции по русской истории», «Учебник русской истории для средней школы» и др. Следуя идеям Ключевского, Платонов говорил о том,
что всё человечество живёт
по общим законам и проходит в своём развитии одни и те же этапы.
Природа страны, стечение обстоятельств, а также сочетание внутренних и внешних
условий, как доказывал Платонов, определяют своеобразие жизни, уклада и
традиций у разных народов. Он придавал исторической науке огромное значение в
жизни общества, считая, что она помогает понять прошлое и через него оценить
настоящее и ответить на вопросы современности. При этом Платонов подчёркивал
необходимость изучения национальной истории, зная которую народ сознательно
определяет задачи будущего. Каждый народ в своём развитии, отмечал он, движется от
родового строя к высшей форме — государству, которое в свою очередь тоже
проходит несколько этапов в процессе совершенствования. В качестве примера
подобной эволюции Платонов приводил историю России. Она прошла путь от политически
рыхлого княжеского государства, каким была Киевская Русь, и удельных княжеств
до объединённого государства времён Ивана III, |