Предыдущая Следующая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ПОКРОВСКИЙ

(1868—1932)

Вряд ли в истории российской исторической науки есть личность, вызывавшая больше споров и разногласий, чем «профессор с пикой» — Михаил Николаевич Покровский. Как историку и как человеку ему давались порой прямо противоположные оценки со стороны учёных, при­держивавшихся различных политических взгля­дов. Вот некоторые из них: «Покровский, научная карьера которого не удалась, блеснул лишь несколькими талантливыми статьями»; «Масштаб и значимость его научной деятельности таковы, что он со всеми присущими ему ошибками и противоречиями остаётся выдающейся личностью в истории... исторической науки»; «...Вот истинно позорное имя в русской истории и позор для школы московских русских историков»; «...Именно таким человеком — всемирно признанным учёным, интеллигентом в самом точном смысле этого слова — и был Михаил Николаевич Покровский». Всю свою научную деятельность Покровский подчинил политической борьбе. Однажды выбрав определённое политическое направление, связав свою судьбу с большевизмом, он до конца дней своих служил ему верой и правдой, отдав этой работе свой талант, эрудицию и знания исто­рика — специалиста высокого класса. Поэтому наилучшая, самая точная характеристика Покров­ского была дана его соратниками: «Старейший представитель большевистской гвардии, активный участник революции 1905 и 1917 гг., активный участник социалистического строительства, в деле народного просвещения Покровский был не­утомимым бойцом на теоретическом фронте, возглавляя марксистскую историческую науку».

Именно так. Покровский — историк-боец. Каж­дая его строка подобна пулемётной очереди, каж­дая его книга напоминает артиллерийскую канона­ду, обрушивающуюся на позиции неприятеля.

Михаил Николаевич родился в семье госу­дарственного чиновника средней руки. Его отец нередко сталкивался со служебными злоупотреб­лениями высших государственных сановников и имел обыкновение рассказывать о них в кругу

86

 

 

семьи. Он прохладно относился к официальной церкви. Сын этого человека стал непримиримым противником существовавшего в России государ­ственного режима и атеистом.

Михаил Николаевич Покровский получил фун­даментальное образование на историко-филологи­ческом факультете Московского университета. Учителями его были выдающийся русский исто­рик Василий Осипович Ключевский, а также блестящий знаток средневековой Англии и исто­рии права Павел Гаврилович Виноградов. Впослед­ствии Покровский с восхищением писал о Виногра­дове как об учёном с «твёрдыми, отчеканенными, выработанными методами и приёмами работы», у которого можно было многому научиться.

По окончании университета Покровский до­вольно скоро заинтересовался политикой, про­никся поначалу либеральными, а потом рево­люционными настроениями. В апреле 1905 г. он вступил в большевистскую партию и принял самое серьёзное участие в её деятельности: выступал на митингах, нелегально провозил запрещённую ли­тературу. Во время вооружённого восстания в Москве в декабре 1905 г. историк предоставил свою квартиру под перевязочный пункт. В конце концов для Покровского стала реальной угроза ареста, и он в 1909 г. эмигрировал из России в Париж. Там учёный прожил восемь лет и возвратился на родину накануне октября 1917 г.

В России он оказался в самой гуще событий, в качестве «военного корреспондента» побывал в местах ожесточённых боёв в Москве, был избран председателем Моссовета. С этого времени Покров­ский начинает свою головокружительную карьеру и оказывает влияние на важнейшие дела большой политики. Например, он как один из членов делегации России участвует в знаменитых пере­говорах в Брест-Литовске с Германией и Австро-Венгрией.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org