ЯЗЫЧЕСТВО
ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Известия летописей, находки
археологов, записи старинных обычаев и поверий, сделанные учёными XIX в.,
позволяют буквально по крупицам вос- 117 создать сложную и оригинальную
религиозную систему восточных славян. Во второй половине I тыс.
н. э. главным божеством восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны,
оружия. С. М. Соловьёв, выдающийся историк XIX в.,
считал, что Перун носил ещё другое имя — Сварог; некоторые исследователи
называют Сварога богом неба или небесного огня. Сварог породил двух сыновей,
двух Сварожичей: Солнце и Огонь. В Ипатьевской летописи сказано: «И по сем (т.
е. после Сварога. — Прим. ред.) царствовал
сын его, именем Солнце, его же называют Даждьбог...» Братом Солнца, сыном
Свароговым называют также и огонь: «Огню моляться, зовут его Сварожичем». Сварог-Перун в народном
воображении представлялся божеством-воителем, оружие которого было направлено
против злых духов; вероятно, действию злых духов приписывали сгущение
атмосферы, прекращавшееся после грозы. Народные обычаи оказались настолько
сильны, что ещё в XIX
в. многие люди, особенно в сельской местности, во
время грозы затворяли окна, опрокидывали вверх дном сосуды (например, чайные
чашки и рюмки), веря, что злые духи, гонимые молнией, стараются спрятаться в
каком-нибудь отверстии. На
связь Сварога-Перуна с оружием указывает обычай клясться перед
Перуном, положив рядом оружие. Среди славян было
распространено поклонение Солнцу. Бог Солнца назывался Хорс (Хорос) или Ярило.
Обожествлялись также месяц и звёзды, находившиеся с Солнцем в «родственных»
отношениях. Бог Волос (Велес) считался
покровителем скота. В летописи он назван «скотьим» богом. Бога ветра и
повелителя вихрей звали Стрибогом. Наибольшие разногласия вызывает славянское
божество по имени Симаргл (Семаргл), идол которого упоминается в летописи
среди других, поставленных Владимиром Святославичем на холме в Киеве.
Исследования современных учёных указывают на его иранское происхождение — он
близок к персидскому Симургу (вещей птице в иранской мифологии). Мокошь (Макошь) — женское
божество, до сих пор остающееся не разгаданным до конца. Указывая на обычай
чехов молиться и приносить жертву Мокоши во время засухи, некоторые исследователи
видят в ней богиню воды, дождя, непогоды, грозы, т. е. богиню плодородия.
Другие предполагают связь Мокоши с прядением и ткачеством. Мокошь невидима, но
об её присутствии можно узнать по жужжанию веретена. Её представляют в виде
женщины с длинными руками. Ещё в XIX столетии крестьянки
боялись Мокоши и приносили ей жертвы, дабы она не путала пряжу. В XVI в. на
исповеди священник укоризненно спрашивал женщин: «Не ходила ли к Мокоши?» По
народным поверьям, если эту богиню удавалось умилостивить, она якобы помогала
женщинам прясть или даже сама пряла в их отсутствие. Трудно сказать, были ли у
восточных славян жрецы, — точных сведений о них нет. Лишь изредка летопись
называет таинственных «волхвов», явно связанных с языческими верованиями и
долгое время боровшихся против христианства. Однако их роль в религиозных
обрядах неясна. Скорее всего культовые ритуалы совершались старейшинами племени
и рода или князьями. В княжеском кургане Чёрная Могила наряду с другими вещами
археологи обнаружили предметы культового назначения — бронзового идола, жертвенный
нож, игральные кости, служившие, вероятно, для обрядовых гаданий. В летописях нет никаких
известий о языческих храмах. Однако археологические раскопки дают некоторое
представление о том, как выглядели восточнославянские языческие святилища. Они
располагались обычно на вершине холма или на большой поляне в лесной болотистой
местности и представляли собой ровную площадку округлой формы иногда с чуть
приподнятой серединой или, наоборот, с воронкообразным углублением в центре.
Площадка окружалась одним или двумя рвами и невысокими валами. Иногда
внутренний вал ограждался частоколом. В центре стоял деревян- |