Знамёна гвардейских
полков. 340 не должны исполнять, что мною
будет требуемо». В конце 20-х гг. XIX в.
сравнение Николая I с его великим предком
стало модой, дань которой отдал даже Пушкин. Заметив в одном стихотворении:
«Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю...», в другом он писал: В надежде славы и добра Гляжу
вперёд я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни...
Семейным сходством будь же горд, Во всём будь пращуру подобен, Как он, неутомим
и твёрд, И памятью, как он, незлобен. Однако разница между предком и
потомком с каждым годом становилась всё заметнее. Дело в том, что взгляды
императора Николая на подвластное ему общество были подобны взглядам инженера
на сложный, но до конца понятный механизм (вроде часового). Прочность и
надёжность всех шестерней и пружин — вот залог процветания страны. Идеалом же
государственного устройства был отлаженный механизм армии с сё полностью регламентированной
уставами жизнью. «Здесь, в армии, — рассуждал Николай Павлович, — порядок,
строгая, безусловная законность, никакого всезнайства и противоречия, всё
вытекает одно из другого; никто не приказывает прежде, чем сам не научится
повиноваться, никто без законного основания не становится вперёд другого; всё
подчиняется одной определённой цели, всё имеет своё назначение. Я смотрю на
жизнь человеческую, только как на службу, так как каждый служит». Для Российской империи был
собран и систематизирован свой «устав» — «Полное собрание законов Российской
империи», начиная с Соборного Уложения дело, межевое хозяйство, пути
сообщения. С тех пор и до наших дней носят форму, подобную военной, лесники,
железнодорожники, гражданские моряки и речники. Николай стремился упорядочить
окружающий мир даже в быту. Он лично разрабатывал покрой и детали мундиров для
армии и придворных вплоть до мельчайших деталей; он же издал указ о покраске
городских крыш только в строго определённые цвета. М. Добужинский. Город в николаевское время. 341 И. Репин, Император Николай I и императрица Александра Фёдоровна в Крейте, в горах Тироля. запретов. Например, такое
поэтическое признание в любви: «Один твой взгляд дороже для меня вниманья всей
вселенной» не получило разрешения на издание, поскольку, как объяснил цензор,
нельзя взгляд женщины ставить выше законов, официальных властей и уж тем
более императора и Бога! От царя, взявшегося столь активно
за различные преобразования российской жизни, ждали решения одного из
серьёзнейших вопросов — крестьянского. Даже шеф Третьего отделения граф
Александр Христофорович Бенкендорф признавал: «Крепостное право есть пороховой
погреб под государством». Николай соглашался, что «крепостное право есть зло»,
однако к этому добавлял: «Но его отмена сейчас, сразу, будет злом ещё
большим!». Вот почему он несколько раз создавал секретные комитеты по
крестьянскому вопросу. Итоги их работы были не очень значительными: в |