Предыдущая Следующая

В 1810 г. Уваров оставил дипло­матическую службу и был назначен попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. К этому же време­ни относятся и его первые литера­турные опыты. Он издал несколько брошюр на французском языке, в которых пытался объяснить причи­ны победы России над Наполеоном в войне 1812 года. Уже в своих пер­вых произведениях он начал разра­батывать некоторые идеи, которые впоследствии легли в основу так на­зываемой «теории официальной на­родности». Уваров решительно осуж­дал революцию, или, как он сам писал, «народную анархию».

Рассуждая о причинах неудачи наполеоновского похода на Россию, он отмечал, что русский народ, осо­бенно после сдачи Москвы, вёл «на­циональную войну» и только благода­ря этой «национальной войне» стала возможна победа над французами.

Идеалом для Уварова было еди­нение царя и народа, при этом на­род обладал только одним правом — повиноваться «истинному» царю. Уваров осуждал наряду с революци­ей деспотизм и произвол, выражая надежду, что «цари и народы на могиле Бонапарта совместно прине­сут в жертву деспотизм и народную анархию». Однако после разгрома декабристов порицание деспотизма в публицистических произведениях Уварова отступило на второй план.

364

 

 

 

 

Большой

Кремлёвский дворец. Архитектурный стиль этого здания воплотил в камне основные идеи «теории официальной народности».

Так же как и Бенкендорф, лите­раторы консервативного направле­ния Булгарин, Греч, наконец и сам Николай I, Уваров пришёл к выводу о необходимости бороться с либе­ральным «направлением умов» и вы­двинул идею «умственных плотин». С точки зрения Уварова, чтобы сохра­нить в незыблемости самодержавие, следует искоренять разного рода рассадники инакомыслия, главными из которых он считал университеты. Но в отличие от Бенкендорфа и со­трудников III Отделения Уваров по­нимал, что одними репрессиями делу не поможешь. Нужно было ли­беральным идеям противопоставить новую концепцию — иное представ­ление о месте России в мире, другой взгляд на внутреннее положение в самой стране.

В основе теории Уварова лежа­ло представление об исконных рус­ских национальных началах, делав­ших Россию страной совершенно особенной, не нуждавшейся ни в ка­ком влиянии Запада. В 1833 г. Ува­ров был назначен министром народ­ного просвещения. Через десять лет в своём докладе о деятельности ми­нистерства, поданном императору Николаю I, Уваров писал: «Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду пе­чальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твёрдых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, со­ставляющие отличительный характер России и ей исключительно при­надлежащие». Таким образом, новый министр поставил перед собой зада­чу объяснить, чем Россия принци­пиально отличается от Запада, где происходят разного рода социаль­ные катаклизмы, бушуют революции, распространяется «народная анар­хия». И Уваров сделал вывод: «К сча­стью, Россия сохранила тёплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усили­ваться, жить». Что же это за спаси­тельные начала?

Ещё только заняв пост минист­ра, Уваров в извещении попечителям учебных округов, в котором объяв­лял им о своём назначении, провоз­гласил: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное обра­зование совершалось в соединённом духе самодержавия, православия и народности».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org