Формула «православие, самодержавие,
народность», которую часто называли «уваровской триадой», получила громадную
известность и на долгие годы стала краеугольным камнем официальной идеологии. А
сама эта идеология впоследствии получила название теории официальной
народности. Даже когда Уваров ушёл с поста министра народного
просвещения, никаких существенных изменений в системе государственной
идеологии не произошло — так она пришлась ко двору царю и его окружению. «Православие, самодержавие, народность»
— это не просто лозунг. В каждое из трёх понятий вкладывалось вполне
определённое содержание. В 365 СТИХИ ДРАМАТУРГА Н. В. КУКОЛЬНИКА, СТОРОННИКА «ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ» Да знает ли ваш пресловутый Запад, Что если Русь восстанет на войну,
То вам почудится седое море, Что буря гонит на берег
противный! России, как считали Уваров и
его последователи, по многим причинам (величина территории, ход исторического
развития и др.) сложились такие условия, которые позволили стране нормально
существовать лишь под властью монарха, причём никаких ограничений самодержавия
быть не должно, так как они чреваты беспорядком и анархией. То, что Россия немыслима без
православия, для Уварова являлось аксиомой. Он считал православную веру залогом
«счастья общественного и семейственного». Но религия была важна Уварову и
другим теоретикам «официальной народности» прежде всего потому, что представляла
собой удобный инструмент для идеологического контроля над обществом. Любого
инакомыслящего гораздо проще объявить еретиком, обвинив в «безверии», чем
спорить с ним. Государство усилило наступление на другие конфессии, причём
главный удар нанесло по старообрядчеству. Самым сложным понятием была
«народность». Дело в том, что изобрёл понятие «народность» отнюдь не Уваров. О
«народности» писали знаменитые немецкие философы Кант, Фихте и Гегель, о
«народности» говорили русские либералы. Но Уваров и сто последователи под
«народностью» подразумевали в первую очередь терпение народа, его безропотное
послушание властям и царю — эти качества Уваров и его последователи считали
исконно присущими русской нации. Благодаря таким свойствам народа Россия могла,
с их точки зрения, благополучно избежать любых потрясений. У понятия «народность» была и
ещё одна сторона. Поскольку Уваров пришёл к выводу, что в самой России причин
для каких-либо серьёзных социальных конфликтов нет, то все проявления
недовольства представляют собой результат «тлетворного» влияния Запада. Отсюда
следовало противопоставление России Западу, утверждение, что Россия лучше,
сильнее, могущественнее всех европейских стран вместе взятых. Князь П. А.
Вяземский называл подобное восхваление России «квасным патриотизмом». «Теория официальной народности»
в обстановке действительного усиления влияния России в мире после победы над
Наполеоном пользовалась большой популярностью. Только самые дальновидные люди
понимали всю опасность такого самолюбования... ФАДДЕЙ ВЕНЕДИКТОВИЧ БУЛГАРИН Ключевыми фигурами на поприще
пропаганды официальной политики стали журналисты Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч.
Они усердно доказывали, что безусловно верна мысль, высказанная генералом
Бенкендорфом: «Прошлое России — было прекрасно, её настоящее — более чем великолепно,
а что касается её будущего, то оно лучше, чем сможет представить самое буйное воображение». Фаддей Венедиктович Булгарин
(1789—1859), по происхождению поляк, был назван отцом в честь руководителя
польского национально-освободительного восстания Тадеуша (Фаддея) Костюшко.
Отец Булгарина принимал активное участие в восстании, и его за это сослали в Сибирь.
Однако прошлое отца не поме- |