Предыдущая Следующая

В 1813 г. Бенкендорф командо­вал отдельным летучим отрядом, с которым совершал поистине чуде­са храбрости. Действуя между Бер­лином и Франкфуртом-на-Одере, он разбил крупное неприятельское соединение, за что получил орден

Святого Георгия 3-й степени. После того как генерал занял Люнебург, его наградили орденом Святой Ан­ны 1-й степени. В битве под Лейп­цигом летучий отряд прикрывал войска Воронцова. За героизм, про­явленный Бенкендорфом в этом сражении, император пожаловал ему золотую шпагу, украшенную бриллиантами. В дальнейшем Бен­кендорф воевал в Голландии и Бель­гии и имел награды от шведского, прусского и английского королей. В 1819 г. он получил звание генерал-адъютанта, а ещё через два года — генерал-лейтенанта.

Затем произошло непонятное. Недавний блестящий боевой ге­нерал, осыпанный наградами за подвиги в войне, вдруг обнаружил явное стремление заняться поли­цейским сыском. В 1821 г. он пред­ставил Александру I подробный доклад, в котором пунктуальней­шим образом и со знанием дела из­ложил собранные им самим и по собственной инициативе сведения об организации, целях и составе Союза благоденствия. Называя глав­ных действующих лиц, Бенкендорф высказывался за «необходимость теперь же, пока дело не разрос­лось, положить ему предел, устра­нив главных распространителей смелых планов». Александр оставил доклад без внимания. Но, как пока­зало время, Бенкендорфу нельзя было отказать в проницательности.

А. X. Бенкендорф.

Гравюра

по оригиналу

Д. Доу.

345

 

 

Быстрый рост карьеры Алек­сандра Христофоровича начался при Николае I. В день восстания 14 декабря Бенкендорф командовал частью правительственных войск, а затем вошёл в состав Следственной комиссии по делу декабристов. За время её работы он сумел завоевать дружбу молодого царя и сохранить её до конца своих дней. С июля 1826 г. Бенкендорф возглавил вновь образованное III Отделение Собст­венной Его Императорского Вели­чества канцелярии, В этой должно­сти он пребывал до конца жизни. Шефом жандармов, главой полити­ческого сыска остался он в памяти современников и потомков.

В своей новой должности Бен­кендорф заботился о личной безопас­ности императора. Он организовывал его охрану во время поездок в армию и по стране, в путешествиях за грани­цу. За три года до своей смерти шеф жандармов руководил подавлением волнений в Лифляндии.

С 1829 г. Бенкендорф — член Государственного совета. В 1832 г. император пожаловал ему граф­ский титул и высшее отличие — ор­ден Святого Андрея Первозванного. Получал Александр Христофорович от Николая I и богатые подарки: многие тысячи десятин земли с кре­постными душами. Но при этом

всем знавшим Бенкендорфа было попятно, что он не имеет никаких государственных дарований и голо­вокружительной карьерой обязан исключительно своей безгранич­ной преданности царю и дружбе последнего. Государственные дела его мало интересовали. О его рассе­янности ходили анекдоты. Погова­ривали, например, что граф собст­венную фамилию иногда не мог вспомнить, не взглянув предвари­тельно на свою визитную карточку. А. И. Герцен оставил потомкам такой портрет Бенкендорфа: «На­ружность шефа жандармов не име­ла в себе ничего дурного; вид его был довольно общий остзейским дворянам и вообще немецкой ари­стократии. Лицо его было измято, устало, он имел обманчиво добрый взгляд, который часто принадлежит людям уклончивым и апатическим. Может, Бенкендорф не сделал все­го зла, которое мог сделать, будучи начальником этой страшной поли­ции, стоящей вне закона и над за­коном, имевшей право мешаться во всё, — я готов этому верить, особен­но вспоминая пресное выражение его лица, — но и добра он не сделал, на это у него не доставало энергии, воли, сердца».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org