С признательностью вспоминали
современники и о лекциях Михаила Петровича Погодина в Московском
университете. Исторические взгляды учёного по поводу древнерусского
летописания и начала государственности на Руси оказали существенное влияние
на развитие русской общественной мысли в XIX в.,
легли в основу целого ряда историко-философских концепций. Заметный след оставил Погодин
в истории русской литературы и журналистики. На протяжении всей своей жизни он
поддерживал знакомство со многими русскими поэтами и писателями. В М. П. Погодин. Гравюра. 370 го Новгорода Московскому
государству в XV в.,
высоко оценил Пушкин. Поэт назвал её «опытом народной трагедии». Летом М. П.
ПОГОДИН О РУССКОМ ЦАРЕ В ПОГОДИН — ПОЛИТИК Будучи консерватором, Погодин
тем не менее совсем не походил на таких беспринципных
сторонников казённого консерватизма, как Булгарин. Взгляды Погодина отличались
своеобразием. Известный славянофил Ю. Ф. Самарин, слушавший его лекции в
Московском университете, вспоминал: «До Погодина господствовало стремление
отыскивать в русской истории что-нибудь похожее на историю народов западных;
сколько мне известно, Погодин первый убедил в необходимости разъяснения
явлений русской истории из неё самой». Учёный считал, что Россия развивается
совершенно по-другому, чем страны Западной Европы, о чём свидетельствует вся
её история. По его мнению, Россия должна играть особую, исключительную роль в
мире. Поэтому он был убеждённым сторонником известной формулы «самодержавие,
православие, народность» (см. статью «Консервативная мысль в России николаевского
времени»). После разгрома Наполеона Россия оказывала на судьбы Европы огромное
влияние. Находясь под впечатлением этого влияния, Погодин считал состояние
страны блистательным, что далеко не соответствовало истине. Основой русского могущества он
считал беспредельное доверие и преданность народа царю. Самодержавный государь
для России, по убеждению Погодина, есть «Бог земной». Историк серьёзно интересовался
современной ему европейской
политикой. Его внимание особенно привлекало положение
славянских народов, находившихся под властью Турецкой и Австрийской империй. Он
полагал, что если Россия открыто выступит в защиту «братьев-славян», ей будет
обеспечена их полная поддержка. И тогда могучая Россия станет вообще
непобедимой. Оценивая соотношение сил в Европе, Погодин задавался вопросом:
«Спрашиваю, может ли кто состязаться с нами, и кого не принудим мы к послушанию?
В наших ли руках политическая судьба Европы и, следственно, судьба мира, если
только мы захотим решить её». |