Предыдущая Следующая

Это был один из немногих ми­нистров, который начал свою дея­тельность при Александре 1 и со­хранил свой пост при Николае I. За заслуги в 1829 г. он получил титул графа. Канкрин до сих пор считает­ся одной из крупнейших фигур в ис­тории российских финансов.

КАРЛ ВАСИЛЬЕВИЧ НЕССЕЛЬРОДЕ (1780-1862)

Более 40 лет внешней политикой России руководил Карл Васильевич Нессельроде, принадлежавший к старинному роду немецких аристо­кратов.

Карл Нессельроде родился в Лиссабоне, где его отец — граф Максимилиан Нессельроде — в то время находился в качестве русско­го полномочного министра (посла) при португальском дворе. С 1787 г. Максимилиан Нессельроде пред­ставлял Россию уже в Берлине. Его сын Карл, выросший за границей, до конца жизни так и не научился правильно говорить по-русски.

По обычаю того времени Кар­ла ещё в шестилетнем возрасте за­писали во флот, где позднее он не­которое время служил мичманом. В 1797 г. Нессельроде стал флигель-адъютантом императора на флоте, затем служил в кавалерии. Отноше­ния с Павлом I у молодого Нессель­роде не сложились: несколько раз он попадал в немилость и даже был вынужден подать в отставку. При Александре I (молодой царь благо­волил к юноше) началась блестящая дипломатическая карьера Карла Нессельроде.

НЕССЕЛЬРОДЕ И МЕТТЕРНИХ

В августе 1801 г. Карл Васильевич Нессельроде был назначен в берлин­ское посольство. В 1802 г. его перевели в Нидерланды. Незадолго до отъезда туда он совершил путешествие по Саксонии и Богемии, во время которого произошла очень важная в его жизни встреча. Он познакомил­ся с австрийским посланником в Дрездене князем Клеменсом Меттернихом, который позже стал министром иностранных дел Австрии и одним из влиятельнейших людей в Европе. В их многолетней дружбе Меттерних неизменно играл роль первой скрипки, и, как говорили современни­ки, Нессельроде всегда смотрел на своего старшего друга снизу вверх, чрезвычайно его ценил и, как правило, считался с его советами. Во мно­гом под влиянием этих отношений формировались взгляды Нессельроде на то, какой должна быть внешняя политика России.

349

 

 

 

Портрет Николая I.

Он присутствовал в Эрфурте на встрече русского и француз­ского императоров. В Эрфурте Нессельроде сблизился с чело­веком, которому в дальней­шем предстояло сыграть не­малую роль в его судьбе. Это был выдающийся государст­венный деятель М. М. Спе­ранский. Они заинтересова­лись друг другом и потом долго переписывались. Пос­ле падения Сперанского в не­милости у Александра боялся оказаться и сам Карл Василье­вич, как это уже случалось рань­ше при императоре Павле I.

В Эрфурте завязались тайные отношения между Александром Пав­ловичем и министром иностранных дел Франции Талейраном. Этот бле­стящий дипломат, умнейший чело­век, не отягощённый, однако, нрав­ственными принципами, понятиями долга и преданности государю, уже тогда понял, что крах империи На­полеона не за горами, и поспешил обеспечить своё будущее в новой Франции. Князь Талейран стал ин­формировать русского императора о намерениях и действиях Наполеона, нередко выступая в роли советчика Александра в русско-французских делах. Александр I не желал посвя­щать в столь секретные отношения ни своего посла во Франции, ни ми­нистра иностранных дел России. Требовался особый посредник. Спе­ранский указал ему на Нессельроде. И через Карла Васильевича, минуя его непосредственных начальников, пошла ценнейшая для России ин­формация, которую получал Сперан­ский для государя.

В 1811 г., когда отношения Рос­сии и Франции стали очень напря­жёнными, Нессельроде покинул Па­риж и вернулся в Петербург. Он составил записку, где излагались ос­нования, на которых можно было продолжить переговоры с Наполео­ном. Александр I назначил его статс-секретарём Министерства иностран­ных дел, а для себя наметил как человека, который будет состоять при нём в случае войны с Франци­ей. В период с 1812 по 1816 г. Нессельроде во многом подготовил то положение, которое ему предстояло занимать во второй половине царст­вования Александра I и в течение всего правления Николая I. Всю вой­ну Нессельроде провёл рядом с им­ператором. Карл Васильевич был одним из представителей России на Венском конгрессе 1814—1815 гг., где решалось послевоенное устройство Европы. Всё это не могло не оказать влияния на дальнейшую дипломати­ческую карьеру Карла Нессельроде.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org