Предыдущая Следующая

Похороны Тимофея Николае­вича Грановского 7 октября 1855 г. вылились в студенческую демонстра­цию: 6 км — от университетской церкви Святой Татьяны до Пятниц­кого кладбища — студенты несли гроб на руках. Грановский оставил о себе долгую добрую память как не­ординарный историк и яркий пред­ставитель западнического течения общественной мысли.

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ

(1813—1840)

Даже для России XIX в., где в 22 года становились знаменитыми поэтами или прославленными генералами, а в 26 — авторитетными критиками или известными профессорами уни­верситетов, 27 лет — возраст не­большой. Николай Владимирович Станкевич умер в 27 лет, не став ни знаменитым поэтом, ни профессором, ни критиком, ни тем более ге­нералом.

После него осталось около полу­сотни стихов, отнюдь не самых заме­чательных; трагедия «Василий Шуй­ский», почти весь тираж которой пришлось скупать в запылённых лав­ках самому автору; студенческая ис­торическая статья, прошедшая так

387

 

 

же незаметно, как и фрагмент повес­ти «Несколько мгновений из жизни графа Z***»; несколько переводов, несколько журнальных заметок... И письма.

Изданные в 1857 г., эти письма до слёз взволновали Льва Толстого. Прочитав их, писатель признался: «Никогда и никого в жизни я так не любил, как этого человека, кото­рого никогда не видел». Кто адре­саты писем Станкевича? Замеча­тельный поэт Алексей Кольцов. Будущий великий писатель Иван Тургенев. Будущий ниспровергатель авторитетов Виссарион Белинский. Будущий «отец анархии» Михаил Бакунин. Будущий знаменитый ис­торик Тимофей Грановский. Эти адресаты могли бы подписаться под словами Льва Толстого, но и сами они оставили поразительные по ис­кренности свидетельства восхище­ния Станкевичем.

«Он был нашим благодетелем, нашим учителем, братом нам всем, каждый из нас ему чем-нибудь обя­зан, — признавался Тимофей Нико­лаевич Грановский в одном из пи­сем. — Он был мне больше чем брат. Десять братьев не заменят одного Станкевича... Как Вам сказать, что я потерял вместе с ним. Это половина

меня, лучшая, самая благородная моя часть, сошедшая в могилу».

«Отчего не умереть другому, ты­сяче других, мне, например», — со­крушался Иван Сергеевич Тургенев.

Б. Беккер.

Портрет

Н. В. Станкевича.

ГОДЫ УЧЁБЫ

В УНИВЕРСИТЕТЕ.

КРУЖОК СТАНКЕВИЧА

Сын состоятельных дворян Воро­нежской губернии, внук выходца из Сербии, Николай Станкевич вырос в большой и дружной семье, окон­чил Острогожское уездное училище и пять лет провёл в частном пан­сионе в Воронеже. Там проявилось его умение слагать рифмованные строфы — возможно, под влиянием любимых им Гёте, Пушкина, Шилле­ра. Столичный литературный жур­нал «Бабочка» опубликовал в 1829 г. несколько произведений 16-летне­го Николая Станкевича. Были среди них и патриотические строки, обращённые к Минину и Пожарскому:

Сыны отечества, кем хищный враг

попран, Вы русский трон спасли вам

славы достоянье!

Вам лучший памятник

признательность граждан,

Вам монумент — Руси святой

существованье!

Быть может, в громе привычной для того времени патриотической рито­рики Станкевич выразил основную идею своего мировоззрения: «Луч­ший памятник — признательность граждан».

Через год и сам автор появился в Москве, намереваясь поступить в Московский университет. Блестяще выдержав экзамены, Николай стал студентом словесного отделения.

К началу 30-х гг. XIX в. Мос­ковский университет собрал в своих стенах немало одарённых молодых людей. Здесь учились Константин


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org