Станкевич стремился увлечь
друзей прежде всего немецкой философией, обещавшей устами наиболее известных
своих представителей — Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля — объяснить смысл
существования всей вселенной, смысл человеческой жизни. Новая немецкая философия
утверждала способность человеческого разума познать истину. И только познав
истину, считал 390 Станкевич, возможно вступить
на путь, ведущий к истинной цели жизни, и указать людям их предназначение,
пробудить благородство, призвать к добру. Вслед за философией, приводящей в
порядок хаос человеческих познаний, Станкевич советовал заняться историей,
дабы перейти от отвлечённости философской теории к познанию конкретной жизни
человечества. А затем, соприкоснувшись с опытом прошлых поколений, начать
практическую деятельность на благо общества. Станкевич стремился следовать
этому плану неукоснительно. В течение 1833—1835 гг. он изучал Канта, Шеллинга,
Фихте, приступил к Гегелю, потратил много времени на установление в беседах с
друзьями тонкостей смысла немецких философских терминов. Затем на его столе
появились книги по истории: от «отца истории» Геродота до новейших европейских
учебников. У Станкевича возникла мысль создать собственный учебник по всеобщей
истории для гимназий и воплотить в жизнь почерпнутые им из книг знания. Без их
обобщения, как начинал понимать Николай Станкевич, дальнейшее продвижение в
науке невозможно. СТАНКЕВИЧ ПОСЛЕ УНИВЕРСИТЕТА. ПРЕБЫВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ Летом Зимой Это были первые шаги по пути к
истине, который избрал для себя Станкевич. Перед молодым учёным открывалась
блестящая перспектива. Но силы его неожиданно начали убывать. Виной тому
оказалась болезнь, вначале непонятная, затем вполне определившаяся — чахотка.
Врачи, в первое время успокаивавшие пациента, всё настоятельнее требовали,
чтобы Николай поехал на Кавказ, на минеральные воды, которые тогда считались
спасительными для любого больного. Увы! На Кавказе Станкевичу стало ещё хуже.
«Есть Николай Станкевич до |