Поздний славянофил философ Н. Н. Страхов. Гравюра. ЗАПИСКА К. С. АКСАКОВА «О
ВНУТРЕННЕМ СОСТОЯНИИ РОССИИ» Гонимая политическая мысль славянофилов
отражалась не только в статьях, но и в различных записках, адресованных
императору и его ближайшему окружению. Особенно много их появилось в Сочинения Ю. Ф. Самарина. Том 5. 400 рию «Земли и Государства»,
стремясь доказать изначальную «негосударственность» русского народа, чуждого
западным революционным идеям, незыблемость основ самодержавной власти в России.
Народ в сущности не интересуется политикой; он думает лишь о спасении души.
Поэтому не следует бояться его и лишать различных свобод. Напротив, необходимо
дать ему возможность выразить своё мнение, а для этого созвать земский собор.
В официальных кругах сочли подобные идеи абсурдными. СЛАВЯНОФИЛЫ И «КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС» Под простым народом Аксаков
понимал прежде всего крестьянство. Славянофилы считали необходимым изменить
его положение. В печати они агитировали за отмену крепостного права. Судьба
предоставила им случай попытаться применить свои теории на практике и
непосредственно участвовать в подготовке и проведении Великой реформы — в
освобождении крестьян. Славянофилы надеялись создать в России справедливое общество,
«христианское и православное». Зародышем этого будущего идеального общества
должна была стать русская крестьянская община, оберегающая Россию от
революции. Однако судьба сыграла с ними
злую шутку, далеко разведя славянофилов-теоретиков и славянофилов-практиков.
И. В. Киреевский, например, считал немедленную отмену крепостного права
преждевременной. Но его товарищи по кружку рвались к активной деятельности на
благо общества в обновлённой России. Удивительна почти что радость в среде
славянофилов по поводу военных поражений России в Крымской войне и падения
Севастополя. Многие из них надеялись, что столь наглядное свидетельство «гнили
правительственной системы» расчистит дорогу для нового государства и общества.
Увы, их упования не сбылись. Выдающийся консервативный философ Константин
Леонтьев впоследствии упрекал Философ К. Н. Леонтьев. славянофилов в излишней
либеральности и прекраснодушии. Корифеи славянофильства (А. С.
Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) не дожили до освобождения крестьян.
Здесь можно было бы закрыть главу истории России под названием
«Славянофильство», так как дальнейшее развитие этого движения не оправдало
надежд его основателей. Славянофилы-практики (А. И. Кошелёв, Ю. Ф. Самарин, В.
А. Черкасский) в губернских комитетах и Редакционных комиссиях вырабатывали
основные положения Манифеста 19 февраля 401 ВОЗЗРЕНИЯ И. С. АКСАКОВА |