После смерти старших
славянофилов Иван Сергеевич Аксаков (1823—1886) стал главным теоретиком этого
постепенно распадавшегося движения. Ещё в 50-е гг. XIX в. он
начал работать над теорией «Общества», которую в пореформенный период удачно
объединил с теорией «Земли и Государства» своего брата Константина. Новая
теория получила быстрое и безоговорочное признание у всех славянофилов. Общество Ивана Аксакова представляет
собой некую прослойку между правительством и Землёй, действующую в интересах
последней. Общество бессословно; питает его народ, поставляя лучших людей,
объединённых высокой образованностью и просвещённостью. В Обществе
разрабатываются идеи, определяющие развитие России. Поэтому оно по природе
своей прогрессивно. Его орудием является свободное слово, преимущественно
печатное, с помощью которого Общество воздействует на власть. По мнению Аксакова, Общество в
России существовало не всегда. Его возникновение он относил ко
времени Петра I.
В допетровской России слабая и неустроенная
Земля нуждалась в сильной руке самодержца. И народ передал ему всю власть с
тем, чтобы монарх «устраивал Землю» и защищал её. Но кроме того, народ наделил
его правом «самодержавной инициативы» в деле «устроения Земли». Однако, поскольку
Общества не было, «самодержавная инициатива», не встречая отпора, быстро
«привела Россию к катастрофе Петра». Но та же «катастрофа» пробудила
самосознание парода и вызвала к жизни Общество, которое стало
противодействовать «самодержавной инициативе». Многие мысли Аксакова и в XX столетии
звучат актуально. Общество, по его мнению, должно избавить страну от
сословных противоречий и конфликтов. Славянофилы видели, как быстро падает в
пореформенной России политическое значение дворянства. Аксаков, дворянин, как
и все славянофилы, понимал, что вскоре место помещика в политике займёт
русский купец-капиталист. Сначала он идеализировал купечество, стремясь
привлечь его к созданию нового Общества. Но реальная жизнь разительно
отличалась от идиллических картин. Скоро Аксаков разочаровался в
том новом Обществе, которое хотел создать. Коррупция и власть денег охватили
все сословия. Лишь простой народ по-прежнему хранил национальные и
нравственные традиции, оставаясь истинной опорой самодержавия. Но он же больше
всего и страдал от гнёта «петербургской бюрократии». В 60—70-е гг.
славянофилы Кошелёв, Самарин, Аксаков резко критиковали её, так как она
откровенно пренебрегала народными интересами: «Русские мужики имеют обыкновение
посылать к царю ходоков в случае угнетения их местными властями. Ходоков этих
участь известна: в Петербурге их высекут в полиции и отсылают назад, не
выслушав, иногда с ведома, иногда без ведома государя». В. Тропинин. Портрет Ю. Ф. Самарина. 402 служили различия во взглядах
на судьбы Польши. Поляки восстали против власти России, и всё русское общество
было расколото на тех, кто желал им свободы, и решительных сторонников борьбы
с бунтовщиками. Былое единство осталось в прошлом.
Многие славянофилы превратились в либералов и считали, что задача воспитания
общества в национальном духе ими уже выполнена. Лишь И. С. Аксаков в газете
«Русь» до самой смерти пытался отстаивать высокие идеалы времён расцвета
славянофильского движения. Именно в этой газете в 80-е гг. начал свою
публицистическую деятельность философ Владимир Соловьёв — представитель нового
поколения русских мыслителей. |