Предыдущая Следующая

Славянофилы оказали глубокое воздействие на развитие русской об­щественной мысли. Уже в 60-х гг. Герцен, отбросив былые разногла­сия, вторил славянофилам в оценке Запада и роли русского самодержавия в подавлении национального чувства: «Мы увидели, что лишены всего, начиная с платья и бороды. Нас приучили презирать собствен­ную свою мать и насмехаться над своим родительским очагом».

Славянофильство было явлением очень сложным. Его представители стремились доказать ценность само­бытного исторического пути России. Можно полемизировать со славяно­филами, считать их бесполезными ро­мантиками, но нельзя не признавать их огромного вклада в развитие рус­ской мысли и культуры. Внимание к творчеству славянофилов не исчезло и в XX столетии. Все, кто интересует­ся Россией и её историей, непремен­но обращаются к этому источнику. Спор о культурном своеобразии Рос­сии не окончен, и до сих пор книги и статьи славянофилов — этих «об­разованнейших, благороднейших и даровитейших людей» — помогают разобраться в сложных явлениях ок­ружающей нас жизни.

БРАТЬЯ АКСАКОВЫ

Стремление соответствовать высоко­му христианскому идеалу и проповедь этого идеала в обществе были глав­ным содержанием жизни Аксаковых. Христианский идеал редко становил­ся смыслом жизни в XIX в. Он был бо­лее присущ русскому Средневековью. Высокая духовная жизнь в средневе­ковой Руси встречалась не только в монастырях, ей находилось место и в миру. Это был подвиг воина и подвиг гражданина — служить общественно­му благу, положить душу «за други своя». Таковы судьбы братьев Аксако­вых: их жизнь, внешне не богатая зна­чительными событиями, отличалась глубокими и напряжёнными духовны­ми поисками.

Братья были очень разными людьми и по характеру, и по склон­ностям, и по направлению общест­венной деятельности... Но имелось у них и нечто общее. Это общее восходило к семейной обстановке в доме их отца — известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.

2 июня 1816 г. С. Т. Аксаков об­венчался в церкви Симеона Столп­ника с дочерью екатерининского ге­нерал-майора Ольгой Семёновной Заплатиной (матерью её была плен­ная турчанка) и уехал в своё за­волжское имение — деревню Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Там 29 мар­та 1817 г. родился его первенец — Константин. Отец настолько привя­зался к ребёнку, что заменял ему няню. За всю свою жизнь Констан­тин только один раз расстался с от­цом — всего на пять месяцев. По сви­детельству брата Ивана, Константин был весь в мать — женщину, «испол­ненную самых героических и пат­риотических стремлений». Иван Аксаков писал о ней: «Неумолимость

403

 

 

 

долга, целомудренность... отвраще­ние от всего грязного, сального, не­чистого, суровое пренебрежение ко всякому комфорту, правдивость, презрение к удовольствиям и за­бавам, чистосердечие, строгость к себе и ко всякой человеческой сла­бости, негодование, резкость суда, при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко все­му возвышенному, отсутствие всякой пошлости, всякой претензии — вот отличительные свойства этой заме­чательной женщины». Она чрезвы­чайно любила всё русское — русские обычаи, русскую природу, русскую кухню и старалась привить эту лю­бовь детям. В четыре года Констан­тин выучился читать (его первой книгой была «История Трои» 1747 г. издания) и с тех пор предпочитал исторические сочинения и произве­дения русских поэтов — Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Мать воспи­тывала его, например, на таких стро­ках И. И. Дмитриева:

Москва, России дочь любима,


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org