Предыдущая Следующая

Где равную тебе сыскать!

В августе 1826 г. Аксаковы перееха­ли в Москву, где Сергей Тимофее­вич вскоре получил место цензора. С тех пор с Москвой они не расставались, выезжая на лето в пригород­ные имения (с 1843 г. — неизмен­но в Абрамцево).

В доме Аксаковых на «суббо­тах» собирались друзья — выдающи­еся учёные и литераторы: Н. Ф. Пав­лов, Н. И. Надеждин, М. П. Погодин, С. П. Шевырёв, М. А. Дмитриев. Друзь­ями Аксаковых были Н. В. Гоголь и знаменитый актёр М. С. Щепкин. Дети обычно находились в обществе роди­телей, старших, жили их жизнью и разделяли их интересы. В доме гос­подствовало «русское направление». Даже детские игры, которые придумы­вал Константин, были исполнены пат­риотизма: разыгрывались сцены из «Истории» Карамзина, изображались сухопутные или морские сражения, где обязательно побеждали русские. На иностранных языках в семье не го­ворили, а полученные письма, на­писанные по-французски, Констан­тин торжественно прокалывал, хотя С. Т. Аксаков и считал это глупым. Ор­ганизатором и руководителем такого семейного уклада стал Константин. Здесь царили полное взаимопонима­ние, доверие и особая атмосфера ду­ховной близости. И. С. Аксаков вспо­минал, что начиная с детских лет получал от отца письма, в которых тот неизменно обращался к нему: «Мой сын и друг».

КОНСТАНТИН АКСАКОВ

В 1832 г. Константин Сергеевич Ак­саков поступил в Московский уни­верситет на словесное отделение. Тогда же он увлёкся поэтическим творчеством и философией Гегеля. Философию эту он старался приспо­собить для доказательства превос­ходства любимых им древнерусских начал в истории. В 1838 г. молодой учёный предпринял короткое путе­шествие по Западной Европе, кото­рое лишь укрепило его во мнении, что Европа уже исчерпала себя, Рос­сии же принадлежит великое бу­дущее. В 1839 г. К. Аксаков позна­комился с Ю. Ф. Самариным (они вместе готовились к экзаменам на степень магистра), а вскоре и с А. С. Хомяковым. Начал складываться

И. Крамской.

Портрет

С. Т. Аксакова.

1878 г.

404

 

 

славянофильский кружок (его соб­рания проходили в доме Аксаковых). Тогда же определилось особое место К. Аксакова в этом кружке. Своеоб­разные взгляды Аксакова на Россию и сё историю нередко становились причиной споров среди славяно­филов. Если А. С. Хомяков и И. В. Ки­реевский считали, что в основе рус­ского пути лежат сохранённые в неприкосновенности догматы веры и чистота православия, то К. Аксаков отстаивал уникальность истории России вообще, каждый её факт он воспринимал с восторгом. Правосла­вие было у него подчинено народно­сти, он буквально обожествлял рус­ский народ, его историю и быт.

Истоки русской народной жиз­ни К. Аксаков искал прежде всего в русском языке. С детства он увле­кался филологией. Его диссертация на степень магистра, защищённая в 1847 г., была посвящена значению Ломоносова в истории русской ли­тературы и русского языка. Аксаков считал Ломоносова создателем но­вого русского литературного языка, соединившего в себе народный раз­говорный язык с высокой духовно­стью языка церковнославянского. Влияние Ломоносова на последую­щую русскую литературу было ог­ромным: именно он ввёл русский язык в систему европейских языков, благодаря его усилиям стали воз­можны поэтические достижения Державина, Жуковского, Пушкина. До конца жизни К. Аксаков работал над большим сочинением «Опыт русской грамматики», которое так и осталось неоконченным. Он утвер­ждал, что со времён Петра I над рус­ским языком господствует теснящее его «иностранное иго», и оно иско­веркало язык до неузнаваемости. Очистить, освободить русский язык от этого ига Аксаков полагал делом своей жизни и труда. «Сущность, разум, дух русского языка — сво­бода» — этот тезис был главным в его теории.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org