Предыдущая Следующая

Много внимания в своих исто­рических работах он уделял зем­ским соборам и крестьянству. Резко и страстно полемизировал Аксаков с историками-западниками, главным образом с Сергеем Михайлови­чем Соловьёвым. Особенно рас­ходились взгляды Соловьёва и Акса­кова на «Петербургский период» русской истории. Именно тогда, полагал К, Аксаков, Государство разорвало союз с Землёй и изменило ей. И всё же он верил, что насиль­ственный и чуждый Руси «Петер­бургский период» скоро сменится эпохой возрождения русских начал, русской самобытности, русской мысли. Именно поэтому К. Акса­ков приступил к созданию «Русской истории для детей», из которой

К. С. Аксаков. Литография середины XIX в.

ЗЕМЛЯ И ГОСУДАРСТВО В СОЧИНЕНИЯХ КОНСТАНТИНА АКСАКОВА

Основой древнерусской жизни, согласно взглядам Константина Ак­сакова, была община, состоявшая из отдельных семей. Совокупность общин — «Земля» — первоначально управлялась внутренними «нрав­ственными законами» и обычаями (общим мнением). Но опасность нападения внешних врагов заставила Землю прибегнуть к помощи Го­сударства (к призванию варягов). Объединение Земли и Государства совершилось мирным путём, безо всякого насилия, характерного для истории Западной Европы. Русь, по мнению Аксакова, вообще не зна­ла завоеваний. Государство было создано добровольным «призвани­ем» власти. Поэтому не вражда, а мир и согласие сопровождали всю историю Руси. Аксаков ничего не писал о княжеских междоусобицах, раздиравших Древнюю Русь. Возможно, считал, что это не относится к Земле. Вообще русская история в его понимании олицетворяла сво­боду, в то время как история Запада — насилие.

405

 

 

 

Не один раз прави­тельство императора Николая I (устами министра народного просвещения графа С. С. Уварова) объявляло свой лозунг: православие, самодержавие, народность. Эти же слова могли быть и лозунгом славянофи­лов, ибо указывали на те основы самобытного русского порядка, церковного, полити­ческого и обществен­ного, выяснение которых составляло задачу славянофилов. Но славянофилы понимали эти основы иначе, чем предста­вители «официальной народности». Для последних слова «православие» и «самодержавие» означали тот порядок, который существовал в современности: славянофилы же идеал православия и самодержавия видели в московской эпохе, где церковь им казалась независимой от государства носительницей соборного начала, а государство пред­ставлялось «зем­ским», в котором принадлежала, по словам К. Акса­кова, «правительству сила власти, земле — сила мнения».

(Из книги

С. Ф. Платонова

«Сочинения

по русской

истории».)

маленькие россияне получили бы представление об истинной исто­рии их отчизны. Труд этот, как и многие другие его начинания, не был завершён.

Свои представления об исто­рии К. Аксаков переносил в текущую русскую жизнь и политику. В 1855 г. он составил записку «О внутреннем состоянии России», где развивал те же мысли о Земле и Государстве, что и в исторических статьях. Он убеж­дал нового царя Александра II пре­доставить Русской земле свободу, так как русский человек никогда не по­сягнёт на основы государственной власти и самодержавия. Русский че­ловек — негосударственный, все его интересы лежат в высшей духовной области. Впервые записка была опуб­ликована лишь в 1881 г. в газете И. Аксакова «Русь».

Эпоха Великих реформ откры­ла новую грань таланта К. Аксакова: он выступил как публицист — автор злободневных статей в газете «Мол­ва», которую негласно редактиро­вал. Широкую известность приоб­рела его статья «Публика — народ. Опыт синонимов». В ней Аксаков беспощадно разоблачал современ­ное дворянское общество — полу­образованное, презирающее род­ной язык и культуру. Дворянству — публике — он противопоставлял не­образованный народ: «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи». За эту статью официально­му редактору «Молвы» объявили строгий выговор.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org