Восемь месяцев длилось следствие.
Не все петрашевцы выдержали тяготы одиночного заключения — трое из них лишились
рассудка. На грани помешательства был и сам Петрашевский. Но большинство кружковцев
сохранили присутствие духа. Петрашевский требовал от следователей соблюдать
справедливость и законность. В ответ на их попытки доказать наличие заговора
Достоевский ответил: «Но в чём обвиняют меня? В том, что я говорил о политике,
о Западе, о цензуре?.. Но кто же не говорил и не думал в наше время А. Н. Плещеев. 413 Арест петрашевца. об этих вопросах?.. Неужели
обвинят нас в том, что мы имели столько любопытства... читать современные
книги, приглядываться к движению западному?..». На предложение «рассказать всё
дело» в обмен на императорское прощение писатель промолчал. Тогда председатель
следственной комиссии Я. И. Ростовцев сказал с досадой: «Не могу больше видеть
Достоевского. Умный, независимый, хитрый, упрямый». К следствию по делу петрашевцев
были привлечены 123 человека. Однако создать картину широко разветвлённого
«заговора» не удалось, и большинство допрошенных пришлось отпустить. Перед
военным судом предстали лишь 22 человека, из которых 21 человек был приговорён
к расстрелу. Утром 22 декабря 414 Николая к «заговорщикам» сообщили
все петербургские газеты. «Нага маленький кружок, сосредоточившийся
вокруг Петрашевского в конце 40-х годов, носил в себе зерно всех реформ 60-х годов»,
— писал позже Ахшарумов. После смерти Николая I многие
петрашевцы были помилованы. В пору правления либерального Александра II они
активно участвовали в работе земств, занимались наукой и писательским трудом.
Только М. В. Петрашевский, так и не получивший царского прощения, умер на
поселении в Гражданское мужество
петрашевцев памятно в российской истории. В тяжелейший период реакции они продолжили
дело декабристов. «Может быть, я вольнодумец, — говорил своим судьям
Достоевский, — в том же смысле, в котором может быть назван вольнодумцем и
каждый человек, который в глубине сердца своего чувствует себя вправе быть
гражданином, чувствует себя вправе желать добра своему отечеству, потому что
находит в сердце своём и любовь к отечеству, и сознание, что никогда ничем не
повредил ему». |