Предыдущая Следующая

В это время едва не состоялось со­трудничество Белинского и Пушкина. Тотчас после закрытия «Телескопа» поэт поручил П. В. Нащокину переговорить с критиком и предложить ему переехать в Петербург, чтобы работать в «Современ­нике». «Теперь коли хочешь, — писал Нащокин Пушкину в конце 1836 г., — он к твоим услугам — я его не видал, — но его друзья, в том числе и Щепкин, говорят, что он будет очень счастлив, если придётся ему на тебя работать». Письмо осталось без ответа: в январе 1837 г. Пушкин получил смертельное ранение на дуэли.

В 1838 г. Белинский стал неофи­циальным редактором журнала «Мос­ковский наблюдатель». Издание успе­ха не имело — в его публикациях нашли отражение философское «при­мирение» критика с российской дей­ствительностью и воспринятое в этом духе положение Гегеля «всё разумное действительно, всё действительное ра­зумно». Те же настроения прослежи­ваются и в ряде статей Белинского 1839—1840 гг.

В октябре 1839 г. Белинский пере­ехал в Петербург. Началась новая поло­са в его жизни и деятельности. С 1839 по 1846 г. Виссарион Григорьевич рабо­тал в «Отечественных записках». Его публикации обеспечили изданию славу лучшего журнала 40-х гг. XIX в. Белин­ский сблизился с Герценом, Некрасовым и вскоре стал признанным лидером реа­листического направления в русской литературе, так называемой «натураль­ной школы». Он публиковал годовые об­зоры русской литературы (с 1840 по 1845 г.), цикл из 11 статей «Сочинения Александра Пушкина», статьи о произ­ведениях М. Ю. Лермонтова; вёл бурную полемику с К. С. Аксаковым о поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Весной 1847 г. болезнь заставила Виссариона Григорьевича заняться своим здоровьем. С мая по сентябрь он лечился за границей. В июне, нахо­дясь в Зальцбрунне, Белинский получил письмо от Гоголя. Писатель не со­глашался с отрицательным отзывом Белинского о его сочинении «Выбран­ные места из переписки с друзьями» и пытался доказать, что критиком ру­ководили личные мотивы — обида на него, Гоголя. Белинский ответил сво­им знаменитым «Письмом к Гоголю». По свидетельству П. В. Анненкова, смертельно больной Виссарион Гри­горьевич работал над «Письмом» в течение трёх дней, дважды переделы­вал его. В Париже, встретившись с Герценом, Белинский прочитал ему копию «Письма». Герцен, выслушав, сказал на ухо Анненкову: «Это — ге­ниальная вещь, да это, кажется, и за­вещание его». В конце сентября Бе­линский вернулся в Петербург.

К. Горбунов.

Портрет В. Г. Белинского.

380

 

 

гегельянцев», а затем и Людвига Фей­ербаха, в частности его атеистической «Сущности христианства». Некоторые из них стали приверженцами ма­териализма и атеизма. Боткин, на­пример, писал о своём «полном, ис­креннем отрицании так называемого Бога». Умирая в 1869 г. в Петербурге, Боткин устраивал у своей постели му­зыкальные концерты и роскошные обеды. «Райские птицы поют у меня в душе», — говорил он. Но корифеи за­падничества — Грановский, Кавелин, Соловьёв, Чичерин — не пошли дальше умеренных идей Гегеля и не рас­стались с верой в Бога и бессмертие души. Герцен в «Былом и думах» писал о болезненном разрыве по этому вопросу между ним и Грановским. Западники в подавляющем большин­стве так и не создали чего-либо но­вого в области философии, которую усердно изучали. Самым оригиналь­ным философом среди них был Гер­цен, создавший замечательные тру­ды «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы» (см. статью «Александр Иванович Герцен»),


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org