Никто из западников в отличие
от славянофилов не был глубоко верующим человеком, хотя религиозные обряды
они и соблюдали. ЗАПАДНИКИ
И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Заметное
влияние оказали западники на развитие русской литературы и литературной
критики. К западникам были близки многие известные русские писатели — И. С.
Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, И. А.
Гончаров. Западники первыми стали говорить об «общественном» значении литературы
и ввели термин «реализм». Именно они с научных позиций подошли к изданию
сочинений Пушкина, начали изучать его рукописи. Устами Белинского западники
провозгласили Пушкина великим русским национальным поэтом, чего не удосужились
сделать славянофилы. Белинский отрицал искусство для искусства, красоту ради
красоты, призывая литераторов бороться с общественным злом. В «Письме к
Гоголю», последнем произведении Белинского, звучит страстный протест против
порядков николаевской России, против главного её зла — крепостного права.
Россия, по словам критика, представляла собой «ужасное зрелище страны, где люди
торгуют людьми... страны, где... нет не только никаких гарантий для личности,
чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только
огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». ЗАПАДНИКИ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В сущности единственной объединяющей
всех западников религией было просвещение. Б. Н. Чичерин писал: «В этом
направлении сходились люди с весьма разнообразными убеждениями, искренне православные
и отвергавшие всякую религию... социал-демократы и умеренные либералы,
поклонники государства и защитники чистого индивидуализма. Всех их соединяло
одно: уважение к науке и просвещению. И то и другое, очевидно, можно было
получить только от Запада, а потому они сближение с Западом считали великим и
счастливым событием в русской истории». Большой вклад внесли западники
в развитие исторической науки в России. Они были основателями так называемой
«государственной» или «юридической» исторической школы. Принципы этого
направления разработали С. М. Соловьёв и К. Д. Кавелин, а позднее — Б. Н.
Чичерин. Главную роль в истории России, по их мнению, играло государство. Оно
образовалось в результате разложения родового быта и родовых отношений, в
ходе которого возникла семья и появилось понятие частного (семейного) права.
Создание единого крепкого государства вместо прежнего — политически раздробленного
— положило начало праву государственному. Западники считали, что пути развития
России и Западной Европы мало отличались друг от друга. Однако неблагоприятные
внешние условия (суровый климат; отсутствие морей; близость степей, а значит,
и частые нашествия кочевников; обширная территория при малой плотности
населения и др.) послужили причиной отставания России. В таких условиях
государство играло главную роль, значение отдельной личности было практически
ничтожным. Государство подавляло её, превращало в послушное Профессор Московского университета О. М. Бодянский, западник. 381 А. Наумов. Белинский перед
смертью. орудие для достижения целей
государства, прежде всего — обороны страны. Исходя из этого, историки-западники
создали теорию «закрепощения и раскрепощения сословий». С закрепощения
крестьян в конце XVI
в. началось закрепощение и других сословий —
посадского населения, купечества, дворянства, духовенства. Лишь в начале XVIII в. с воцарением Петра I возник интерес к
отдельной личности, появилось понятие индивидуальности. С XVIII в. сословия постепенно раскрепощались — сначала дворянство («Манифест о
вольности дворянства» |