Теория получилась удивительно
стройной и красивой. Центральное место в пей отводилось реформам Петра I, который
для западников был великим «зодчим», направившим Россию по истинному пути развития
— европейскому. При Петре Россия, выйдя из поры юности, вступила в возраст
зрелости. «Народ поднялся и собрался в дорогу; но
кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился» — так охарактеризовал
преобразователя России С. М. Соловьёв в «Публичных чтениях о Петре Великом». Западники спорили со славянофилами
и о порядках в допетровской Руси, считая эти порядки деспотическими и варварскими.
Особенно жаркая полемика разгорелась о крестьянской общине на Руси.
Славянофилы видели в общине основу прошлого и зародыш будущего. Такое
понимание исторической роли общины западники подвергли критике. Например, Чичерин
утверждал, что той соседской общины, о которой говорили славянофилы, на Руси
никогда не существовало. Такую общину, по его мнению, правительство ввело лишь
в XVIII в. для более исправной уплаты налогов и выполнения повинностей.
Крестьяне же Древней Руси «бродили», т. е. переходили с места на место и
надолго нигде не останавливались. Таким образом, государство сыграло решающую
роль и в организации народной жизни. Западники преувеличивали роль го- 382 сударства в истории России.
Это было характерно для них. Они считали, что вся история страны создавалась
при помощи насаждаемых сверху указов и юридических норм. Если славянофилы
идеализировали Древнюю Русь, то западники в изложении её истории страдали схематизмом
и сухостью. ПОРА ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЛ Самыми насущными проблемами в
России западники считали отмену крепостного права, отмену телесных наказаний,
введение строгого исполнения законов. Это была их программа-минимум, которая,
впрочем, имела некоторое сходство и со взглядами славянофилов. После смерти
Николая I в Накануне отмены крепостного права
теоретические разногласия
между западниками и славянофилами значительно
сгладились, на первый план выдвинулись общие задачи. В
конце 50-х — начале 60-х гг. представители
либерально-западнического направления, например Н. А. Милютин, занимали
высокие посты в правительстве. Кавелин и Чичерин были преподавателями у наследника
престола Николая Александровича. Постепенно либералы-западники, как и
славянофилы, приняли активное участие в работе земств и
городских дум. В 50—60-х гг. западники часто выступали на
страницах таких журналов, как «Современник», «Атеней», «Русский вест- ник», «Вестник Европы», а
также газеты «Голос». В своих публикациях они пропагандировали европейский
образ жизни, призывали развивать в России промышленность, новые виды
транспорта. Особое значение они придавали свободной торговле России с
европейскими странами, чему могла способствовать отмена таможенных пошлин. Они
обосновали настоятельную необходимость реформ суда и армии. Все эти преобразования
в той или иной степени были осуществлены в России в середине XIX в.
Мнения западников, ранее считавшиеся вольнодумством, стали общепринятыми. |