|
Предыдущая Следующая
РАСПАД ЗАПАДНИЧЕСТВА
После эпохи Великих реформ западничество
как общественное движение утратило прежний смысл и значение. Оно постепенно
разделилось на течения. Наиболее яркие личности в лагере западников прекратили
свою общественную деятельность ещё до эпохи Великих реформ. Например,
западничество Герцена кончилось после Французской революции 1848 г. Он возненавидел
европейскую буржуазию столь же сильно, как российское
А. Збруев.
Портрет
А. И. Герцена.
1832 г.
383
Обложка подпольного
издания работы А. И. Герцена «Историческое развитие революционных идей в
России».
дворянство и чиновничество.
Буржуа скорее подавляли революцию, нежели участвовали в ней.
Революционные выступления
Герцена пугали умеренных западников. Даже его близкий друг Грановский
незадолго до смерти говорил, что у него «чешутся руки» отвечать Герцену в его
же издании — «Полярной звезде». Грановский не успел этого сделать. Его намерение
осуществили Кавелин и Чичерин. В совместном «Письме к издателю» они осудили
позицию Герцена: «Ваши революционные теории никогда не найдут у нас отзыва и
ваше кровавое знамя, развевающееся над ораторской трибуной, возбуждает в нас
лишь негодование и отвращение». В сентябре 1858 г. Чичерин ездил в
Лондон с надеждой повлиять на Герцена и заставить его изменить свою позицию.
Но Герцен был непоколебим, и тогда в «Обвинительном акте», опубликованном в
«Колоколе» в 1858 г.,
Чичерин назвал его статьи «неистовым беснованием».
Окончательно разделил бывших
единомышленников Манифест 19 февраля 1861 г. Западники встретили его восторженно и
сочли «лучшим памятником русского законодательства». Герцен полагал, что
«народ царём обманут», а либералы-западники предали интересы народа, уповая на
благотворность буржуазного прогресса в России. В статье «Учёная Москва» он
обрушился на своих прежних друзей: «Между нами с бывшими близкими людьми в
Москве — всё окончено, до их оправдания. Поведение Коршей, Кетчера, а потом
Бабста и всей сволочи таково, что мы поставили над ними крест и считаем их вне
существующих. Статью эту я написал со слезами, но — как 30 лет тому назад...
есть для меня святыни — дороже лиц». Умеренную позицию Кавелина по
крестьянскому вопросу Герцен называл «преступлением». Кавелин в свою очередь
также разочаровался в Герцене, которого ещё недавно считал «первым человеком в
целой Европе». Высокие идеалы 40-х гг. не выдержали проверки
временем. Многие западники не
только стали противниками революции, но и отказались от прежних
умеренно-либеральных взглядов. Например, издания М. Н. Каткова «Русский
вестник» и «Московские ведомости» постепенно превратились в рупор
консервативных, а затем и крайне правых взглядов.
Лишь К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин
и после реформы 1861 г.
продолжали отстаивать умеренные идеалы 40-х гг. Они во всём искали «золотую
середину». Как ни странно, эти последовательные западники и лидер славянофилов
И. С. Аксаков имели много общего во взглядах на развитие России.
Представительное правление дворян было для них неприемлемо. Сохранить
самодержавие, как они считали, необходимо для процветания России. На первый
план западники выдвигали нравственные задачи, имеющие много общего со
славянофильской программой «воспитания общества». Кавелин писал, что «человек,
принимающий к сердцу интересы родины, не может не чувствовать себя наполовину
славянофилом, наполовину западником».
Итак, 40-е гг. XIX в. как
бы задали программу развития русской общественной мысли на многие годы
вперёд. Возникли два направления, борьба между которыми продолжалась в
литературе и журналистике, всё более приобретая характер полемики о неразрешимом,
«вечном» вопросе. Предыдущая Следующая
|
|