Предыдущая Следующая

Одновременно следовало при­нять во внимание проекты, разрабо­танные в местных дворянских коми­тетах. Таких проектов ожидалось 48, но на деле их было в два раза боль­ше. Несмотря на то что правительст­во ориентировало эти комитеты на рескрипт Назимову, дворянство при обсуждении вопроса о принципах реформы разделилось. Предлагались совершенно различные пути осво­бождения крестьян (в том числе без полевой земли), различные нормы надела, различные сроки и формы выкупа.

Справиться с подобного рода трудностями при подготовке доку­ментов реформы было совершенно не под силу престарелым членам Глав­ного комитета. Последние, ко всему прочему, отнюдь не сочувствовали новой программе преобразований, навязанной им Александром. Поэтому царю потребовалось особое учрежде­ние, которому и поручалось провести всю подготовительную работу в обход консервативно настроенного боль­шинства Главного комитета. Таким учреждением стали Редакционные ко­миссии — приказ об организации их император подписал 2 февраля 1859 г, Председателем комиссий был назна­чен граф Ростовцев.

Деятельность Редакционных комиссий — наиболее напряжённый и ответственный этап в подготовке реформы 1861 г. Именно на их засе­даниях были выработаны все основ­ные положения реформы.

Современники называли Редак­ционные комиссии «учреждением до­селе небывалым в России». Комиссии совершенно не вписывались в отрабо­танный законодательный механизм правительства империи, хотя фор­мально они и были созданы по образ-

Я. И. Ростовцев. Литография. XIX в.

454

 

 

цу Редакционных комиссий, сущест­вовавших при каждом дворянском ко­митете. Председатель Редакционных комиссий подчинялся, однако, не Главному комитету, а лично импе­ратору — последний мог руководить их работой непосредственно. Боль­шинство в Редакционных комиссиях составляли либералы, которые в Глав­ном комитете находились в меньшин­стве. Александр II, таким образом, со­вершенно сознательно поддержал ту концепцию реформы, которую отвер­гала консервативная часть Комитета. Ростовцеву удалось собрать в Комис­сиях цвет петербургской либеральной бюрократии: возраст участников ко­лебался от 35 до 45 лет, почти все они получили блестящее образование, от­личались профессиональным подхо­дом к предстоящей работе. Уже на третий день после начала заседаний Александр принял членов Редакци­онных комиссий и обещал им полную поддержку.

Деятельность Комиссий была гласной: о ней сообщали специаль­ные журналы, которые выходили тиражом до 3 тыс. экземпляров и рассылались по России. Комиссии пользовались разнообразнейшей информацией: последними достиже­ниями агрономической мысли того времени; трудами западных (прежде всего немецких) исследователей; данными геодезических наблюде­ний и местной статистики. Интен­сивность работы Комиссий по мер­кам традиционного для Петербурга бюрократического волокитства вы­зывала удивление современников: если Секретный и Главный комите­ты за 1857—1858 гг. провели 39 за­седаний, то Редакционные комиссии за год и семь месяцев — 409.

Учреждение, состав, характер работы и задачи Редакционных ко­миссий были весьма необычными, так же нетрадиционно проходили и их заседания. Им была свойственна атмосфера общего, как бы «семей­ного» дела. Комиссии работали на квартире, а летом — на даче Ростов­цева, отделения Комиссий собира­лись на квартирах и дачах своих представителей, в здании бывшего дворца Меншикова, где для Редакционных комиссий специально обо­рудовали огромный зал. Работа на­чиналась утром, а заканчивалась нередко далеко за полночь. Члены Комиссий не только сознавали всю необычность и важность предпри­ятия, участниками и исполнителями которого они стали, но и остро ощу­щали тот исторический цейтнот, в котором оказалась Россия из-за из­мучившего её крепостного вопроса. Точно сформулировал состояние чле­нов Комиссий Ростовцев: «Я бы очень желал, чтоб нам не слишком торо­питься, оно было бы вернее, однако, как никогда, нужно спешить; все мы должны понимать, что Россия снята, так сказать, с пьедестала — она теперь на блоках» (как бы в подвешенном состоянии. — Прим. ред.).


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org