Многие купцы и фабриканты
второго, третьего и последующих поколений гордились своим происхождением,
принадлежностью к «природному московскому (тамбовскому, тверскому, калужскому
и т. д.) купечеству». Когда император пожаловал дворянство П. М. Третьякову за
основанную им галерею, тот ответил: «Очень благодарен Его Величеству за
великую честь, но от звания дворянина отказываюсь... Я родился купцом, купцом
и умру». Эти люди преданно любили Россию, были в основном верны православным
устоям. Но рядом с превосходными,
украшавшими «торгово-промышленный класс» качествами существовали хитрость и
изворотливость, без которых нельзя было обойтись в российской действительности.
К этому вынуждали административный нажим, запреты и бесчинства непобедимой
отечественной бюрократии. Приходилось прибегать к нечистым приёмам в борьбе с
конкурентами, финансовым аферам и махинациям, подкупать правительственных
чиновников, нарушать законы. На фоне европейской образованности
и утончённости неприятно поражало дикое «купецкое» самодурство, которое в те
времена называли «чертогоном». Среди добропорядочных сыновей и внуков основателя
династии вдруг заводился пьяница, дебошир, повеса — позор семейства. Бывали
случаи и позатейливее. В семье Рябушинских семеро сыновей окончили Академию
практических наук, стажировались за границей, приумножали капиталы и славу
династии. Они стали не только грамотными коммерсантами, но и политиками,
членами городского самоуправления, внесли немалый вклад в науку и культуру
страны. Но восьмой сын — Николай, человек образованный, склонный к занятиям
живописью, художественный критик, вдруг обнаружил тягу к богемной жизни и
вышел из «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями». Картёжник,
ловелас, мот, он получил в среде художников прозвище Ухарь Меценат, Беспутный
Николаша. Живописец Александр Бенуа писал: «Что же касается его манер, то
казалось, точно он нарочно представляется до карикатуры типичным
купчиком-голубчиком из пьес Островского. И говор у него был такой же
характерный московско-купеческий, с лёгким заиканием, ударением на „о" и
с целым специфическим словарём». М. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова. 490 Однако этот, казалось бы, беспутный
малый понял и искренне поддержал плеяду молодых художников-символистов — П.
Кузнецова, С. Судейкина, Н. Сапунова и других: покупал их картины, находил им
работу, устраивал грандиозные выставки их полотен в Петербурге, Москве,
Саратове. Ему принадлежала инициатива издания новых художественных журналов
«Золотое руно» и «Голубая роза». Он вложил в них собственные идеи и огромные
средства. В первом номере «Золотого руна» Николай Рябушинский писал: «Искусство
символично, потому что оно несёт в себе символ, выражение Вечного во
временном... Искусство вечно, едино и свободно...». Преданность национальной
культуре, забота о её процветании навсегда вписали имя Николая Рябушинского в
российскую историю. Таких неоднозначных, богато
одарённых и талантами, и пороками личностей немало встречалось среди российских
предпринимателей. Однако большинство фабрикантов и торговых деятелей были
заняты упорной повседневной работой, тем самым способствуя развитию отечественной
промышленности. Известный до Октября |