Предыдущая Следующая

ДИПЛОМАТЫ

ИЩУТ КОМПРОМИСС

Весной и летом 1876 г. внешне убеди­тельные доводы противников войны явно преобладали. Весной были живы надежды на то, что Россия и Европа вместе окажут давление на Турцию — вынудят её предоставить автономию славянским областям. В случае же распада Османской империи Россия предлагала способствовать созданию независимых балканских государств. Эти предложения русского правитель­ства обсуждались в мае 1876 г. на бер­линских переговорах Александра II и Горчакова с канцлером Германии Бисмарком и министром иностран­ных дел Австро-Венгрии Андраши. В итоге три державы подписали так на­зываемый Берлинский меморандум. Однако в нём содержались только ре­комендации Порте (правительству Османской империи) заключить пе­ремирие с восставшими и принять часть их требований. К меморандуму присоединились Франция и Италия. Но Англия отвергла даже такие урезанные требования под предлогом, что они затрагивали «интересы сул­тана». Английские дипломаты стави­ли себе целью отпугнуть Россию от восточных проблем риском новой кровопролитной войны. Попытка русской дипломатии мирным путём урегулировать балканский кризис не дала результата. Россия предприняла новые шаги.

В случае войны с турками бал­канские страны превращались в главный театр боевых действий. Гео­графическое расположение Австро-Венгрии позволяло ей коротким и решительным ударом отрезать рус­скую армию от России. И вероят­ность такого удара была очень ве­лика. Треть населения империи Габсбургов составляли славяне, а по­тому Австро-Венгрия опасалась по­явления независимых славянских го­сударств. Австрийцев нужно было склонить на сторону России или, по крайней мере, нейтрализовать,

В июне 1876 г. в Рейхштадтском замке (Чехия) Александр II и Горчаков встретились с Францем-Иосифом, императором Австро-Венгрии, и ми­нистром иностранных дел Андраши. Российская сторона пыталась решить почти невыполнимую задачу — ока­зать помощь балканским славянам и избежать обострения отношений с Австро-Венгрией. В какой-то мере этого удалось достичь. Австрийцы согласились не вмешиваться в кон­фликт, а в случае обострения ситуа­ции действовать по взаимной догово­рённости с Россией. Но двусторонний договор о взаимных обязательствах так и не был подписан.

Через четыре месяца положение резко изменилось. Сербы потерпели сокрушительное поражение под Джунисом. Вечером того же дня князь сербский Милан обратился за помо­щью к правительству России. Через день Российская империя предъявила Турции ультиматум: под угрозой раз­рыва дипломатических отношений потребовала в течение 48 часов за­ключить с Сербией перемирие. Пор­та приняла этот ультиматум, так как не была готова к войне.

Ещё в сентябре в Ливадии (Крым) открылись совещания о

497

 

 

 

СУЛТАНСКИЙ САЛЮТ

В декабре 1876 г. открылась Константинопольская конференция пред­ставителей великих держав и Турции. На первом же заседании Порте был предъявлен ультиматум. Но... произошло неожиданное: участников конференции оглушил артиллерийский салют. А затем Саффет-паша, министр иностранных дел Османской империи, сделал заявление: «Его Величество султан осчастливил свою империю» конституцией. Про­возглашалось равноправие всех подданных Порты — христиан и му­сульман — перед законом, ничем, правда, не гарантированное. Был избран парламент, потребовавший отклонения ультиматума европей­ских держав, что перечёркивало труды конференции. Вся эта коме­дия, придуманная «к случаю» и рассчитанная на поддержку Англии против вооружённого вмешательства России, переполнила чашу тер­пения. Конференция была сорвана, и это исчерпало аргументы сто­ронников мира в России. Война стала неизбежной.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org