Предыдущая Следующая

По плану Обручева русские вой­ска в составе 186 батальонов должны форсировать Дунай в среднем его течении и разделиться на три отряда. Первый заблокирует турецкие крепо­сти в низовьях реки. Второй через Балканские перевалы двинется к Кон­стантинополю, истребляя по пути резервные части турок. Третий под­нимется вверх по Дунаю и отдельны­ми ударами раздробит неприятельскую армию. Соединения Кавказского фронта будут выполнять вспомога­тельную роль — предпринимая по­ходы к Карсу и Эрзеруму, отвлекать на себя военные силы турок. Пред­полагалось, что война закончится через несколько месяцев. За это вре­мя Европа не успеет опомниться и вметаться в ход событий.

Военный министр надеялся, что главнокомандующим будет на­значен герой Севастополя, выдаю­щийся военный инженер Э. И. Тотлебен, а начальником его штаба — Н. Н. Обручев. Однако армию возгла­вил великий князь Николай Никола­евич, а его штаб — генерал А. А. Непокойчицкий. К сожалению, великий князь не обладал талантами воена­чальника. По словам Милютина, Ни­колай Николаевич не был способен

«своим умом обнять такую сложную задачу». Он не имел ни боевого опы­та, ни широкого военного кругозора. План Обручева был подвергнут кор­ректировке. В итоге от него остались лишь внешние обводы. Численность действующей армии сократилась с 303 до 266 тыс. человек. Основные её силы предназначались для веде­ния привычной крепостной войны. За Балканы выдвигался Передовой отряд — всего 12 тыс. человек при 24 орудиях вместо 130 тыс. человек при 324 орудиях по плану Обручева. Правый фланг русской армии остал­ся почти без внимания. Турок явно сочли недостойными серьёзного отношения.

В Кишинёв прибыл император. Здесь состоялся парад войск и был за­читан манифест об объявлении вой­ны: «Исчерпав до конца миролюбие Наше, Мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к дей­ствиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего до­стоинства. Турция отказом своим поставляет Нас в необходимость об­ратиться к силе оружия... Ныне при­зывая благословение Божие на доб­лестные войска Наши, Мы повелели им вступить в пределы Турции».

Медаль за русско-турецкую войну 1877—1878 гг.

499

 

 

монитора (броненосные плавучие батареи) и отошла под защиту кре­постных батарей Силистрии. Дунай можно было форсировать.

Переправу готовили скрытно, чтобы не помешали турки. Неприятеля умело вводили в заблуждение. В разных местах на другой берег Ду­ная переправлялись русские отряды. Крепости Рущук и Никополь, ярко освещённые «электрическими фонаря­ми» (прожекторами), обстреливались днём и ночью. В районе Никополя де­монстративно готовилась главная пе­реправа. Турки были дезориентирова­ны. До последнего момента они не знали, где русские войска будут фор­сировать Дунай.

В ночь с 14 на 15 июня между Зимницей на левом берегу и Систовом на правом передовые армей­ские части переправились через реку. «Переправа... была приведена в исполнение столь внезапно и не­ожиданно, что её свидетелями ока­зались лишь войска, бывшие в деле. Не только турки не ожидали её здесь, но и никто не ожидал. Даже для высших лиц в армии, говорят, она была сюрпризом...» — писал в дневнике один из военных кор­респондентов. Это была значитель­ная победа. Однако первый успех подчеркнул серьёзные недостатки вооружения русской армии. В даль­нейшем они окажут влияние на весь ход кампании. Во-первых, далеко не вся действующая армия была воору­жена новейшими малокалиберны­ми винтовками Бердана, равноцен­ными стрелковому оружию турок. Армия перевооружалась уже во вре­мя войны. Во-вторых, русский пехо­тинец, как и солдаты всех европей­ских армий, нёс патронную суму на 60 патронов — этого оказалось не­достаточно для эффективного огне­вого боя. Более того, русских солдат вынуждали беречь патроны. Гене­рал М. И. Драгомиров перед на­чалом переправы распорядился о строжайшей экономии — солдату, у которого после дела не найдётся 30 патронов, грозило наказание. В то время как позиции обороняю­щегося неприятеля были почти всегда завалены ящиками с патро­нами, и боеприпасов там не жале­ли. Из-за беглого огня турок боль­шинство русских раненых имели по нескольку пулевых ранений.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org