Предыдущая Следующая

Падение Плевны создало бла­гоприятные условия, для того что-

508

 

 

 

бы русская армия перешла в на­ступление. Ей предстояло двигаться через Балканы, действуя против армии Вессель-паши, блокировав­шей Шипку. Дипломаты и военные стран Западной Европы были уве­рены в том, что зимний переход русской армии через Балканы не­возможен. О трудностях перехода свидетельствуют слова приказа Ско­белева, зачитанного солдатам: «Нам предстоит трудный подвиг, достой­ный испытанной славы русских знамён; сегодня мы начинаем пере­ходить через Балканы с артиллери­ей без дорог, пробивая себе путь в виду у неприятеля через глубокие снеговые сугробы. Нас ожидает в горах турецкая армия... Не забывай­те, братцы, что нам вверена честь Отечества... Дело наше святое». И русская армия совершила этот труд­нейший переход: было взято Шейново, сдалась в плен армия Вессель-паши, капитулировал турецкий отряд на Шипке. Дорога на Адриа­нополь и Стамбул была открыта.

Полководцу суждено было впи­сать ещё одну героическую стра­ницу в военную историю России. Ею стала экспедиция русских войск в Туркестан, закончившаяся тем, что туркменская крепость Геок-Тепе была взята, а Закаспийский край вошёл в состав Российской империи.

Михаил Дмитриевич скончался в Москве в 1882 г. при загадочных обстоятельствах. Многие историки считают вероятным политическое убийство, но никто не может досто­верно объяснить его причины. Вне­запная смерть Скобелева потрясла всю Москву. Россия и Болгария по­грузились в траур. Через 30 лет на деньги, собранные всей страной, в Москве на Тверской улице был воз­двигнут памятник Скобелеву. Он простоял всего шесть лет и был сне­сён по решению Советского прави­тельства. Но в памяти народа Миха­ил Дмитриевич Скобелев навсегда останется героем Отечества, «полко­водцем, Суворову равным».

ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ НЕПРЕРЫВНОГО СРАЖЕНИЯ.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГОРЧАКОВ

(1798—1883)

«Это был уже пожилой человек, чрезвычайно симпатичный по сво­ей внешности, обладавший изы­сканной вежливостью в обращении и производивший впечатление чис­токровного сановника-аристокра­та» — так описывал А. М. Горчакова, находившегося на вершине славы и могущества, один из его современ­ников. Не было в русской диплома­тии XIX столетия человека более эрудированного и хитроумного, чем князь Горчаков.

Ф. Верне. Портрет А. М. Горчакова в юности.

будущий министр не играл, да и не мог играть первых ролей в российской дипломатии, поскольку его недолюбли­вал глава дипломатическо­го ведомства Российской империи граф К. В. Нес­сельроде, пользовавший­ся огромным доверием царя. Горчаков оказал­ся ключевой фигурой во внешней политике Рос­сии благодаря чрезвычай­ным и весьма печальным обстоятельствам. Пора­жение в Крымской войне 1853—1856 гг. привело к то­му, что на международной аре­не авторитет страны упал. По усло­виям Парижского мирного договора Россия обязывалась уничтожить ос­татки боевого флота на Чёрном мо­рс, а на побережье ликвидировать крепости. В результате южная грани­ца страны была открыта любому не­приятельскому вторжению. На Бал­канах позиции Российской империи как великой державы пошатнулись из-за ряда стеснительных ограниче­ний. Согласно статьям того же Па­рижского трактата, Турция также от­казывалась от своего черноморского флота, но «нейтрализация моря» была только видимостью: через про­ливы Босфор и Дарданеллы турки всегда могли ввести туда из Среди­земного моря грозные боевые эскад­ры своих союзников или даже соб­ственные.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org