Предыдущая Следующая

Школу дипломатии Николай Павлович проходил в Лондоне: он был назначен туда военным атташе вскоре после окончания Крымской войны. В Англии молодой дипломат быстро усвоил, сколь огромные эко­номические выгоды получает «влады­чица морей», распоряжаясь многочис­ленными колониями в Африке, Азии и на Тихом океане. Затем он совер­шил путешествие по Сирии и Египту. Получив представление о расстанов­ке политических сил в Азии, Николай Павлович подал проект, согласно ко­торому Россия должна была наращи­вать свои дипломатические и военные усилия в Средней Азии, утверждать своё господство в этом регионе и ак­тивно противодействовать победо­носному шествию англичан по Азии. Более того, по мнению Игнатьева, это принесло бы немалую выгоду русской торговле, поскольку до сих пор сред­неазиатские купцы буквально навод­няли русский рынок своими това­рами, «выкачивая» из России золото и серебро, а русские коммерсанты не хотели рисковать, торгуя в Средней Азии, так как позиции Российской империи в этих краях были весьма непрочными.

В 1858 г. он возглавил особую дипломатическую миссию в Бухару и Хиву. Сам Игнатьев планировал мас­штабное военное вторжение, но его более осторожные коллеги по дип­ломатическому корпусу (в том числе министр иностранных дел Александр Михайлович Горчаков) вос­противились этому. В результате в Среднюю Азию отправилась стран­ная экспедиция из 180 участников, в которой около десяти человек были учёными (среди них топографы, ас­троном, ориенталист и т. д.), а поч-

512

 

 

ти все остальные — военными раз­ных чинов. Для завоеваний этого было слишком мало, для научной деятельности по освоению и описа­нию края — слишком много.

Молодой честолюбивый граф мечтал, видимо, о лаврах русского конкистадора. Получилось иначе. Негодуя, он писал: «К несчастью, у нас если предпринимают что, то лишь под впечатлением минуты, а не достаёт у нас действительной государственной инициативы для того, чтобы предпринять великое дело, с твёрдой решимостью, неуклонно и настойчиво довести его до конца». Главе миссии оставалось «исполнять разведочную службу» и добиваться от среднеазиатских правителей усту­пок по торговым делам. Несмотря на то что жизнь членов экспедиции не раз висела на волоске, а однажды им даже пришлось в стычке применить и ракетный станок, Игнатьеву удалось

Миссия полковника Н. П. Игнатьева в Бухару и Хиву.

513

 

 

 

НОЧНАЯ АУДИЕНЦИЯ

(ПО ВОСПОМИНАНИЯМ Н. П. ИГНАТЬЕВА)

Полковник Игнатьев, глава русской миссии в Хиве, старался ничем не обнаружить своей тревоги. Выпрямившись перед почтительно скло­нившимся адъютантом хана, он твёрдо ответил: «Передай хану, хотя сейчас ночь, тотчас буду. Что до оружия, то явлюсь как предписано уставом царским, с шашкой не намерен расставаться».

Темнота ночи рождала тревожные мысли: «Хотят заманить. Не выпустят, пока не соглашусь на все ханские требования. Надо дока­зать, что не боюсь хана». Полковник упрямо мотнул головой: «Наси­лия над собой не допущу».

Сидя на лошади, Игнатьев ощущал тяжесть револьвера в карма­не. Это успокаивало. Рядом, справа и слева, —два уральских казака. Лихие ребята, не подведут: у каждого по два заряженных револьвера.

Дворец хана и днём выглядел малопривлекательно, а в эту ночь походил скорее на становище атамана разбойников. Перед воротами полыхал большой костёр, зарево освещало два огромных кола, вби­тых в землю. На их верхушках — безжизненные, багровые в пламени костра фигуры двух жертв.

Соскочив с коней, делегация быстро прошла во двор. Неболь­шие костры бросали зловещие красноватые отблески на халатников в высоких туркменских шапках: дворцовая стража размешалась по все­му пути внутри дворцовой ограды. Лабиринтом полутёмных коридо­ров Игнатьев с казаками вышел в небольшой дворик. На возвышении, сложенном из глины и покрытом ковром, сидел хан. Сеид-Мухаммед молод, на вид лет тридцати. Лицо серьёзное. Перед ханом, на ковре, лежат пистолет и кинжал. За спиной — государственное знамя. Во­круг хана, на ступеньках, — вооружённые с ног до головы люди...


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org