Предыдущая Следующая

В конце 1861 г. единомышлен­ники Чернышевского, вдохновлённые А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым создали тайное общество «Земля и воля», объединившее революцион­ные кружки в различных городах России. Герцен призывал образован­ных молодых людей идти «в народ» для его просвещения и революцион­ной пропаганды. Охваченная энту­зиазмом молодёжь начала серьёзную подготовку к этому. В официальной записке сотрудников органов над­зора сообщалось: «В Петербурге и Москве в среде учащейся молодёжи стало появляться стремление к обра­зованию ассоциаций, кружков с це­лью денежного вспомоществования,

 

 

 

 

 

Неизвестный

художник.

Портрет

Н. П. Огарёва.

1830 г.

525

 

 

обмена мыслей и дополнения путём чтения и бесед пробелов школьного учения... Нет никакого сомнения в том, что направление, принятое... нашею так называемою обличитель­ною печатью... с громкими фразами о нуждах, пользе и бедственном по­ложении низших классов, не могло пройти бесследно и не повлиять на впечатлительную молодёжь, столь естественно стремящуюся в своих мечтах к возможности осуществ­ления в жизни недосягаемых идеа­лов всеобщего братства, равенства, свободы».

Члены кружков и обществ ста­вили перед собой разные задачи — от самообразования до пропаганды революционных идей. Спорили: нужно ли «учиться у народа, как слу­жить народу и как лучше вести его дело» (так призывал Бакунин)? Или избрать иной путь: учить народ, объ­яснять «ему всю правду до послед­него слова»? А может быть, просве­щать мужиков, обучать их грамоте? В течение всего периода подготовки к большому походу в деревню кружков­цы изучали проблемы общественной жизни, печатали разного рода неле­гальную литературу, составляли и рас­пространяли «Наставление о том, ка­ким образом собирать сведения в народе и на что главным образом об­ращать внимание».

Н. А. Ишутин. Фотография сделана после 1868 г.

ИШУТИНЦЫ

Одним из самых ранних был кружок ишутинцев — тайное революционное общество в Москве, названное по име­ни его организатора и руководителя Николая Андреевича Ишутина. Вырос­ло общество из кружка, примыкавше­го к «Земле и воле», и действовало в 1863—1866 гг. Знаменитый русский революционер П. А Кропоткин писал, что ишутинцы хотели стать «носи­телями знания и просвещения среди народа... Они надеялись, что при из­вестном такте и терпении удастся вос­питать людей из народа и таким об­разом создать центры, из которых постепенно среди масс будут распро­страняться лучшие идеи. Для осущест­вления плана были пожертвованы

большие состояния. Любви и предан­ности делу было очень много».

Под влиянием социалисти­ческих идей (а особенно романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?») кружковцы открывали артели и мас­терские, в которых не было какого-то одного хозяина и прибыль дели­ли между собой сами артельщики. Молодые работники надеялись, что таким образом сумеют создать тра­диции коллективной собственности и коллективного труда. В этом они видели залог будущего социалис­тического преобразования России. Но в то же время в программе круж­ка предусматривалась организация заговоров против представителей власти. О двойственности такти­ки ишутинцев свидетельствовала и структура их организации, сложив­шаяся к 1866 г.: узкий центр — «Ад», тайное общество — «Организация» и легальные «Общества взаимного вспомоществования». Заговорщиц­кий центр ишутинского тайного об­щества утверждал в качестве конеч­ной цели борьбы введение в России социализма путём революции. «„Об­щество", — говорилось в одном из его документов, — должно действо


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org