527 «ХОЖДЕНИЕ
В НАРОД». РАССКАЗЫВАЮТ УЧАСТНИКИ СОБЫТИЙ Народник
Осип Аптекман писал о побудительных причинах «хождения»: «Идти в народ! Что
это означало? Это означало не только отдать народу свои силы, свои знания во
имя и ради народной революции, но это означало ещё — жить его радостями и
страданиями, делить с ним его светлые надежды и горькие разочарования! А это
опять-таки означало: надо оставить высшие учебные заведения, официальную
науку, расстаться с родными и близкими, со всеми привычками и удобствами
досужей культурной жизни и, стряхнувши всё это с себя, как несправедливое,
незаслуженное и вредное, погрузиться на самое дно, в самую гущу
многострадальной народной жизни! Нужно, стало быть, раз и навсегда сбросить с
себя культурную шкуру и предстать пред народом в его грубо-рабочей шкуре». Из-за
любви к народу, горячего стремления познать загадочную крестьянскую душу, как
вспоминал Пётр Кропоткин, «молодые люди отправлялись... в деревню как врачи,
фельдшеры, народные учителя, волостные писаря». «Чтобы ещё ближе
соприкоснуться с народом, многие пошли в чернорабочие, кузнецы, дровосеки.
Девушки сдавали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями
шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа». К
непривычной жизни среди народа молодые люди готовились заранее — например, в
специальных мастерских, артельных предприятиях. Вот как описывал одну из таких
мастерских Аптекман: «Небольшой деревянный флигель из трёх комнат, с кухней,
на Выборгской стороне. Скудная мебель. Спартанские постели. Запах кожи, вара
бьёт в нос. Это — сапожная мастерская. Трое молодых студентов сосредоточенно
работают. Один особенно занят прилаживанием двойной толстой подмётки к
ботфортам. Под подошву надо спрятать паспорт и деньги — на всякий случай. У
окна, согнувшись, вся ушла в работу молодая девушка. Она шьёт сорочки,
шаровары, кисеты для своих товарищей, собирающихся на днях идти в народ...
Говорят мало, потому что некогда». Известный
писатель-народник Николай Златовратский не без юмора повествовал о деятельности
студентов в деревне: «И как же мы усердствовали! Мы залезали к мужику в горшок,
в чашку, в рюмку, в карман, мы лезли в хлев, считали скотину, считали возы
навоза, мы отбирали данные у кабатчиков, у акцизных чиновников, мы летали на
сходы и „усчитывали" мирскую выпивку, мы топтались по полям и лугам,
мерили полосы шагами, снимали планы, прикидывали четвертями и вершками межники
и межполосные броды... чего-чего только мы не нюхали, не измеряли, не
вешали...». Сергей
Кравчинский, один из первых «ходоков», писал, что вернувшихся «из народа»
товарищи «терзали» вопросами о мужиках. И им отвечали: «Этот страшный народ —
добр, прост и доверчив, как дитя... он встречает своих друзей не только без
всякой подозрительности, но с распростёртыми объятиями и открытым сердцем».
Однако единение интеллигенции и народа было лишь в рассказах. В действительности
пропагандистов чаше всего встречали весьма нелюбезно: крестьяне отказывали им в
ночлеге, подозревали в воровстве, сдавали властям. Редко удавалось «распропагандировать»
мужиков. Несколько месяцев проработавший в плотницкой артели Иосиф Лукашевич
так и не заметил после своих бесед с мастерами «никакого „шевеления" их
интеллекта». Мужик оставался себе на уме. На вопрос: «Что такое
плохо?»—отвечал: «Не жрамши сидеть». Или: «Что такое хорошо?» — «Двадцать пять
рублей». В то же
время чайковцы понимали, как глубока в России пропасть между городом и
деревней, между интеллигентом и мужиком, И потому полагали, что
социалистические идеи в село должны нести люди, к которым крестьяне отнесутся с
доверием. Чайковцы создавали кружки самообразования прежде всего среди фабричных
рабочих, которые относились к своим занятиям в городе как к отхожему промыслу.
Весной они обычно возвращались в село на полевые работы. Чайковцы надеялись,
что «фабричные» и понесут в село социалистические идеи. |