Предыдущая Следующая

Молодые революционеры тоже готовились к походу в деревню. Что­бы не быть там лишними, чужими людьми, они осваивали ремёсла, ко­торые могли пригодиться в селе. В Петербурге тогда открылось множе­ство столярных, слесарных, сапож­ных мастерских, где народники при­обретали нужные специальности.

Много внимания уделяли круж­ковцы «книжному делу». Они за­купали, рассылали и даже издавали социалистическую и просветитель­скую литературу, комплектовали библиотеки. Тысячи томов сочине­ний Чернышевского, Добролюбова, Лаврова, Маркса, Вольтера, Сеченова, произведений Кропоткина, Кравчинского, Тихомирова и других на­родников хранились под кроватями и в сундуках знакомых студентов. Чайковцы буквально наводнили кни­гами, брошюрами, листовками со­циалистического содержания десят­ки губерний. Установили связи с революционными кружками в Моск­ве, Киеве, Казани, Харькове...

Попасть в кружок чайковцев было непросто. Они предъявляли к кандидату чрезвычайно высокие требования: обсуждали его мораль­ный облик, привычки, склонности. Принимали только тех, чьё безу­пречное поведение не вызывало со­мнений. Историк В. Богучарский писал о том, что созданный М. На­тансоном и В. Александровым кру­жок чайковцев представлял собой «одно из самых светлых явлений даже и среди других кружков того русского юношества семидесятых

528

 

 

 

ПЁТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ

(1823—1900)

Детские годы Петра Лаврова прошли в родительском имении Мелехове Псков­ской губернии под присмотром любящей матери и строгого отца — участ­ника Отечественной войны 1812 года. В 1837 г. отец определил его в Петер­бургское артиллерийское училище.

Постепенно успехи в точных нау­ках и свободное владение иностранны­ми языками выдвинули Петра Лаврова в число первых учеников и внушили ува­жение наставникам и товарищам. По ре­комендации преподавателя математики академика М. В. Остроградского талант­ливый юноша продолжил занятия в двух­годичных высших офицерских классах. В 1844 г. подпоручик Лавров был назна­чен в родное училище репетитором ма­тематических наук.

К 35 годам Лавров достиг чина пол­ковника, он преподавал математические дисциплины в петербургских военных училищах и Артиллерийской академии, публиковал специальные статьи в «Воен­ном энциклопедическом лексиконе» и «Артиллерийском журнале». У него красавица жена, сын и две дочери. В 1853 г. после смерти отца и брата Лавров стал владельцем почти 300 душ крепостных, что принесло семье достаток.

С 1857 г. он выступает со статьями по философским и общественным про­блемам в популярных журналах «Оте­чественные записки», «Русское слово», «Общезанимательный вестник» и рево­люционном издании «Голоса из России». В них проницательный читатель увидел и завуалированное порицание самодер­жавного строя, и призыв занять граж­данскую позицию в период «обществен­ных смут». Неудивительно, что имя Петра Лаврова становится известным в литературных кругах. С ним полемизи­руют в прессе, его публичные лекции по философии собирают полные залы, его оппозиционность властям несомненна. Демонстративное сочувствие профессо­ров Лаврова, Шелгунова и Энгельгардта студентам в период университетских волнений 1861 —1862 гг. не осталось без внимания полиции. Лаврова внесли в список пятидесяти лиц, назначенных для проведения у них строжайшего обыска, так как они присутствовали на студенческих сходках и не были «расположе­ны к правительству».

Пётр Лаврович был арестован в апреле 1866 г. во время репрессий, по­следовавших за покушением Дмитрия Каракозова на Александра II. Обнару­женные у Лаврова при обыске доку­менты дали возможность властям при­знать его виновным во вредном образе мыслей и «отослать на жильё в одну из внутренних губерний» под строгий надзор полиции. Министр внутренних дел граф П. А. Валуев назначил местом ссылки Вологодскую губернию.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org