В ссылке
Лавровым были созданы знаменитые «Исторические письма», оказавшие огромное
влияние на русское революционное движение. В них автор изложил своё понимание
общественного прогресса и его цены, уделив особое внимание носителям прогресса
и способам достижения общественного идеала. Носителями
прогресса Лавров считал небольшую группу «критически мыслящих личностей». Всю
историю общества «цивилизованное меньшинство» пользовалось плодами прогресса.
Оно развивало свои физические, умственные и нравственные силы благодаря непрестанному
физическому труду «большинства», бесчисленным страданиям многих поколений,
низведённых до состояния вечно трудящейся «человеческой машины». Лавров делал
вывод, что современное ему «цивилизованное меньшинство... в неоплатном долге»
перед народом, перед потомками. Этот долг можно искупить устранением страданий
«большинства» и активной общественной деятельностью, способствующей прогрессу.
Назвав по цензурным соображениям самодержавие в России «исторической формой
общества», он провозгласил борьбу с этим «злом» задачей героев — «критически
мыслящих личностей». Чтобы победить во имя торжества своих убеждений, они
готовы рисковать и жертвовать всем. Высокообразованные и нравственные люди,
они должны объединиться и создать союз единомышленников — партию, привлекая к
себе всех «страждущих от зла». И хотя борьба обернётся жертвами, «хронические
страдания масс при сохранении прежнего строя... далеко превосходят все
вероятные страдания в случае революции...». Теоретические
работы сделали Лаврова одним из крупнейших идеологов народничества. Его
последователи-пропагандисты (лавристы) играли в этом движении весьма заметную
роль. В Появление
в рядах революционеров зловещей фигуры террориста Сергея Нечаева,
олицетворявшего собой фанатизм, беспринципность, диктаторство и лживость,
взволновало Лаврова. Он включил в свою программу раздел о средствах борьбы, где
подчёркивал, что для распространения истины неприемлемы ложь, господство
личностей, захват незаработанного богатства. Если и прибегать ко лжи,
принуждению и захвату орудий борьбы, то лишь против врагов, да и то при крайней
и «временной» необходимости. Аморальный принцип «цель оправдывает средства» он
пытался преодолеть формулой — «кроме тех средств, которые подрывают саму
цель». Этой же проблеме посвящена работа «Социальная революция и задачи нравственности»,
в которой настойчиво проводится мысль: «Без крайней необходимости никто не
имеет права рисковать нравственной чистотой социалистической борьбы. Ни одна
лишняя капля крови, ни одно лишнее пятно хищнической собственности не должно
пасть на знамя борцов социализма». Умер Пётр
Лаврович Лавров 25 января |