Предыдущая Следующая

529

 

 

С. Л. Перовская. Фотография конца XIX в.

годов, которое дало так много при­меров настоящего морального под­вижничества». Все без исключения вспоминали об атмосфере честно­сти, веры друг в друга, равноправия чайковцев. Они непримиримо отно­сились к нечаевщине (см. статью «Народничество»), считая отврати­тельными террористические прин­ципы деятельности «Народной рас­правы» («Общества топора»).

Весной 1874 г. началось мас­совое «хождение в народ». Тысячи молодых людей из крупных городов отправились на Волгу, Дон, Урал, Днепр. Движение не задержал даже разгром в марте 1874 г. петербург­ского кружка чайковцев. Образован­ные юноши и девушки вели в дерев­нях беседы на просветительские революционные и политические темы, читали вслух, раздавали бро­шюры и прокламации, старались убедить крестьян в необходимости борьбы с самодержавием и помещи­ками. Но деревня социалистическую пропаганду не воспринимала: народ­ников там слушали как сказочников. Больше верили в царя и Бога, чем в агитацию революционеров. Не оп­равдались надежды чайковцев и на пропагандистов из фабричных ра­бочих. С энтузиазмом занимаясь в кружках самообразования, рабочие тем не менее не желали вести рево­люционную агитацию в деревне. Мо­лодые революционеры, действовав­шие открыто, быстро становились жертвами полиции.

В 37 губерниях были аресто­ваны и брошены в тюрьмы более 1,5 тыс. человек. За три года следст­вия, которое велось крайне жесто­кими методами, произошло 93 слу­чая самоубийства, помешательства и гибели. Даже известный консер­ватор Константин Победоносцев осуждал эту правительственную ак­цию: жандармы, по его мнению, «повели это страшное дело по це­лой России, запутывали, раздували, разветвляли, нахватали по невеже­ству, по низкому усердию множест­во людей совершенно даром».

Оставшиеся на свободе продол­жали работу в деревне и среди рабо­чих. Но жандармы не без помощи самих крестьян жестоко преследова­ли народников, подвергали их аре­стам, издевались над подследствен­ными. К лету 1875 г. за решёткой оказались ещё около тысячи чело­век. К началу 80-х гг. по делам участ­ников «хождения в народ» состоя­лось около 80 судебных процессов. Самыми крупными и громкими из них были «процесс 193-х» и «про­цесс 50-ти». Большинство подсуди­мых вели себя во время судебных за­седаний мужественно и достойно, вызывая симпатии присутствовав­шей в зале публики. Впервые рево­люционеры открыто высказали свои взгляды. Расправились с народника­ми жестоко: их приговорили к ка­торге, ссылке, заключению в кре­пость. В передовой статье газеты «Земля и воля» в 1878 г. было сдела­но горькое признание, что «хожде­ние в народ» нерационально; резуль­таты его «ничтожны... по сравнению с теми силами, которые были на них употреблены, и с теми жертвами, ко­торых они стоили».

В 1875—1876 гг. «хождение в народ» ещё продолжалось, но уже шли поиски новых форм борьбы.

«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ»

Многие из участников событий пер­вой половины 70-х гг. пришли к выводу, что главная причина пора­жения народников заключалась в от­сутствии у них центра движения, в кружковщине, в объединении моло­дёжи не по идейным признакам, а по нравственным качествам. Поэтому трудно было согласовать методы борьбы. Выход видели в создании единой организации революционе­ров. В 1876 г. в Петербурге возникла новая «Земля и воля». Организатора­ми этого тайного общества были М. Натансон, А. Михайлов, Г. Пле­ханов, О. Аптекман, В. Осинский. В 1878 г. к обществу присоединились Н. Морозов, С. Перовская, А. Желя­бов, В. Фигнер и др.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org