Однако семь
лет армейского гнёта навсегда отвратили Михаила от сыновнего послушания. Он
стал независимым и самостоятельным человеком. И в конце концов бежал от мирных
увещеваний отца в Москву. Отец, удивлённый таким «бунтом», послал ему
вдогонку шубу и домашних пирогов. В Москве
Михаил Бакунин сблизился с Николаем Станкевичем и вошёл в образовавшийся
вокруг того кружок молодёжи, которая серьёзно изучала философские труды Канта,
Фихте, Гегеля. Здесь проявился его незаурядный дар — «развивать самые абстрактные
понятия с ясностью, делавшей их доступными каждому... Бакунин мог говорить
целыми часами, спорить без устали с вечера до утра, не теряя ни диалектической
нити разговора, ни страстной силы убеждения... А так как в нём пыл пропаганды
сочетался с огромным личным мужеством, то можно было уже тогда предвидеть, что
в такую эпоху, как наша, он станет революционером, пылким, страстным, героическим».
Так писал о Михаиле Бакунине Александр Герцен, который сам считал себя его
учеником «по классу гегелевской философии». К новичку
стали прислушиваться, к нему начали обращаться за разъяснениями и советами
другие члены кружка. Так, Виссарион Белинский, не знавший немецкого языка,
многое почерпнул из философских бесед с Мишелем (так звали тогда Бакунина
друзья). А Константин Аксаков посвятил ему стихотворение, в котором
говорилось о молодом крестоносце, отважном бойце за правое дело, священную
землю, веру. Верой Бакунина в то время стала надежда на построение Царства
Божьего на земле. Позже в обиход Мишеля войдёт слово «социализм», обозначавшее
для него общество социальной справедливости, в возможности наступления которого
его убедили страстные речи Фихте и строгая логика Гегеля. Не случайно именно
Бакунин стал первым переводчиком Фихте и Гегеля на русский язык. После
отъезда Станкевича за границу в М.
Бакунин. Автопортрет. 542 линским
оказались наиболее видными фигурами в кружке. Они начали редактировать журнал
«Московский наблюдатель», сделав его печатным органом первых русских
гегельянцев. Правда, трудный философский язык был непривычен широкой читающей
публике, а потому и журнал не пользовался популярностью. Через полтора года
он совсем перестал издаваться. Распался также и кружок любителей немецкой
философии. ОТЪЕЗД ЗА
ГРАНИЦУ. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКУНИНА Когда
Бакунин в дождливый летний день В Берлине
Бакунин исправно посещал лекции лучших профессоров, даже слушал новый философский
курс Шеллинга, однако остался разочарован: ничего нового для себя он не узнал —
настолько серьёзную научную подготовку получил в общении с друзьями и книгами. |