Так в НАЧАЛО
ВОЙНЫ Сопротивление
это вначале носило характер партизанской войны, в которой горцы применяли
неожиданные набеги, внезапные стычки, засады. В русской литературе того времени
даже возник образ коварного горца— «удалого кабардинца», «злого чечена», Юнкер
лейб-гвардии Кавказско-горского эскадрона. Раскрашенная автолитография. 554 «отчаянного
черкеса». У армейского же начальства такое положение вызывало лишь раздражение
и приводило к убеждению, что «и добро надо делать насилием». Военный министр
императора Николая I князь Александр Иванович Чернышёв откровенно заявлял, что только силой
оружия может быть выполнен «план усмирения кавказских племён». Но
одновременно свободолюбие, патриотизм, смелость и гордость кавказских народов
вызывали немалое уважение и понимание у большинства российских участников и
очевидцев этой войны, которую Грибоедов назвал «борьбой горной и лесной
свободы с барабанным просвещением». Вот характерный пример отношения к горцам
простого кубанского казака Пимена Пономаренко: «Самый геройский народ. Да и то
сказать — свою родную землю, своё родное гнёздышко защищали. А если по
справедливости, то их тут правда была, а не наша». После
жестокой битвы у «реки смерти» Валерика М. Ю. Лермонтов печально размышлял: А
там, вдали, грядой нестройной, Но
вечно гордой и спокойной, Тянулись
горы — и Казбек Сверкал
главой остроконечной. И
с грустью тайной и сердечной Я
думал: «Жалкий человек. Чего
он хочет!.. небо ясно, Под
небом места много всем, Но
беспрестанно и напрасно Один
враждует он — зачем?». Однако
война продолжалась. От партизанских действий горцы постепенно перешли к
организованным выступлениям. В Мюрид
означает «ищущий путь к спасению». Мюридом называют мусульманина, посвятившего
себя духовному совершенствованию. При этом одним из главных путей такого совершенствования
считается участие в священной войне против «неверных». Идея священной войны —
газавата — стала главенствовать в политическом движении мюридизма. Дагестанский
учёный Магомед Ярагинский, проповедник мюридизма, знаток Корана и шариата,
утверждал: «Лишь религиозный закон правит людьми — все правоверные равны перед
Богом. Не |