Предыдущая Следующая

Внезапный арест Чернышевского был связан с прокламацией «Барским крестьянам от их доброжелателей по­клон», которая печаталась в подпольной типографии. До сих пор точно не извест­но, являлся ли Чернышевский её авто­ром. Но даже если согласиться с тем, что он участвовал в её составлении, из тек­ста прокламации отнюдь не следует, что Николай Гаврилович призывал крестьян­ство немедленно «браться за топоры».

Авторы прокламации выступали как сторонники конституционного строя европейского типа: «И надобно так ска­зать, когда народный староста не по наследству бывает, а на срок выбирает­ся и царём не зовётся, просто зовётся народным старостою, а по-ихнему, по-иностранному, президентом, тогда наро­ду лучше бывает жить, народ богаче

518

 

 

 

бывает». Прокламация предостерегала крестьян от стихийных бунтов: «Что тол­ку-то, ежели в одном селе булгу поднять (т. е. устроить беспорядки. — Прим. ред.), когда в других сёлах готовности ещё нет? Это значит только дело портить да себя губить...».

Текст прокламации «Барским крестьянам...» попал в руки агента правительства В. Костомарова и был использован как повод для ареста Чер­нышевского. 7 июля 1862 г. его арес­товали, заключили в Петропавловскую крепость, где ему пришлось провести около двух лет. В ходе следствия Ни­колай Гаврилович отрицал все выдви­нутые против него обвинения.

В крепости Чернышевский пишет свой знаменитый роман «Что делать?», который в течение последних десяти­летий XIX в. был настольной книгой ре­волюционно настроенной молодёжи. «Новые люди», выведенные в этом произведении, «считают труд абсолют­но необходимым условием челове­ческой жизни, и этот взгляд на труд составляет чуть ли не самое сущест­венное различие между старыми и но­выми людьми», как писал А. И. Пи­сарев. Посвятив свою жизнь работе на благо народа, «новые люди» Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна заводят мас­терские и артели на общественных на­чалах. По их образу устраивали свои мастерские, например, члены револю­ционного кружка Н. А. Ишутина.

В четвёртом сне Веры Павловны Чернышевский рисует утопическую кар­тину общества будущего, в котором все счастливо живут в удивительных соору­жениях из алюминия и наивысшее удов­летворение находят в труде на общее благо. Писатель призывал молодёжь стремиться к будущему, которое «свет­ло и прекрасно»: «Любите его... рабо­тайте для него, переносите из него в на­стоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего». Однако в образе профессио­нального революционера Рахметова ав­тор выделил не только достойные под­ражания черты, но и опасные задатки: ограниченность умственного кругозора; суровость, переходящую в жестокость; оторванность от интересов обыкновенных людей. Недаром героиня романа Вера Павловна называет Рахметова «мрачным чудовищем».

Спустя два года суд приговорил Чернышевского к каторжным работам сроком на семь лет и вечному поселе­нию в Сибирь. 19 мая 1864 г. в Петер­бурге на Мытнинской площади, Черны­шевского подвергли гражданской казни. В тот день на площадь пришли тысячи жителей столицы, среди которых было множество учеников, студентов и дру­гих почитателей писателя. В сопровож­дении двух жандармов Чернышевского возвели на эшафот. Палач снял с него фуражку. Около четверти часа продол­жалось чтение приговора. Потом Чер­нышевского заставили стать на колени, преломили над его головой шпагу и на­дели на руки цепи. Когда он спускался с эшафота, какой-то молодой офицер крикнул: «Прощай, Чернышевский!». Толпа подхватила этот крик и прорвала


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org