|
Предыдущая Следующая
Однако
Шамиль был не только требовательным законодателем, но и незаурядным
полководцем. Вначале он лично участвовал в боях: высокий, с окрашенной хной
рыжей бородой, на неизменном бело-сером коне в яблоках, он был на виду у всех
и символизировал удачу. Всё больше горцев присоединялось к нему, всё меньше
оставалось покорных ханам и русскому царю. Нередко противников по междоусобным
войнам Шамиль подвергал жестоким расправам и лютым казням. По его приказу 33
телетлинских бека (знатные люди) были сожжены в своих домах; 11-летнего
Булач-хана, наследника аварских ханов, врагов имама, бросили в горную реку. Но
чаще всего
Воины
Гази-Магомеда
и Шамиля.
561
Засада
горцев.
Шамиль
прибегал к дипломатическим переговорам с ними, умело склоняя их на свою
сторону в борьбе против общего врага — России. Он говорил так: «Две собаки
дерутся между собой, но если видят волка, то вместе бросаются на него. Русские
— наш волк, и нам необходимо объединиться».
А русские
направляли против Шамиля всё более крупные силы. В 1839 г. имам еле спасся
после трёхмесячной осады его резиденции -аула Ахульго. Он был вынужден отдать
своего семилетнего сына Джамалутдина в заложники русскому царю (позже другой
сын Шамиля — Гази-Магомед — похитил двух грузинских княгинь и обменял их на
брата). В дни решительного штурма аула Шамиль лишился одной из своих жён,
младшего сына Сагида, многих родственников. Сам он три дня прятался под скалой
— снова имама спасли горы.
В России
торжествовали победу, но через восемь месяцев имам Шамиль вновь явился во
главе верных мюридов. Его союзниками стали Большая и Малая Чечня, обратившиеся
к нему с просьбой защитить их от карательных экспедиций русских войск.
И Шамилю
удалось найти верную тактику в войне против огромных русских корпусов: он
стал избегать открытого боя с ними и начал заманивать их в горные ущелья, загораживая
затем дорогу завалами и обстреливая с гор многочисленные колонны войск. В
результате в 1845 г.
бесславно закончилась экспедиция нового наместника на Кавказе — светлейшего
князя Михаила Семёновича Воронцова, спешившего одним ударом покончить с
Шамилем. Об этом успехе горцев очевидец писал: «Кто не имел осла, приобрёл
несколько лошадей и оделся в суконную чуху (у кавказских народов — кафтан с
закидными рукавами. — Прим. ред.), кто прежде и палку в руках не держал, добыл хорошее
оружие».
К 1847 г. имам Шамиль достиг
пика своего могущества. Но сияние власти ослепило его. Он объявил всем учёным,
всем «почётным людям», что назначает своего сына наследником духовной власти!
И народ начал роптать... Ведь нельзя духовный авторитет передать по наследству.
Пошли разговоры, что Шамиль заботится только о себе, что он стал стремиться к
богатству и нисколько не думает о Боге. Народ видел, что наибов-управителей,
которых Шамиль считает своими помощниками, обуревают страсть к накопительству,
жадность и алчность. Теперь они создавали лишь видимость, что исполняют
приказы имама, а на деле обманывали его. Так, именно наибы разогнали и перебили
отряд терских казаков, перешедших к Шамилю вместе с семьями и двумя
священниками, хотя сам Шамиль приказал выделить им землю и охранять их. Червь
разложения начал подтачивать иерархическую систему, созданную Шамилем.
Начальник контрразведки Шамиля Гаджи-Али признавался в своих «Воспоминаниях
очевидца о Шамиле»: «Это была такая болезнь, которую излечить или уничтожить не
было ни средств, ни лекарств, оставалось покоряться только воле Божьей и
предопределению». Сам Шамиль повторял с сожалением вслед за одним арабским
поэтом: «Я вижу тысячу человек, строящих здание, которое может разрушить один
человек! Так что же сможет построить один человек, когда сзади по тысяче
разрушителей?». Предыдущая Следующая
|
|