Патриархальный быт евреев начал распадаться в царствование
Александра II. Некоторые евреи, получившие образование в университете, отказавшиеся от
своей национальной религии и воспринявшие революционные идеи Н. Г. Чернышевского
и Н. А. Добролюбова, активно участвовали в революционном движении. В еврейских
общинах в те годы появилась известная проблема 598 ИЗ ИСТОРИИ АНТИСЕМИТИЗМА Буржуазные революции в странах Западной
Европы привели к общему смягчению их законодательств. Это не могло не
коснуться положения еврейского населения. Уже в середине XIX в. оно обладало всеми гражданскими правами.
Ранее гонимый, а теперь освобождённый от искусственных ограничений народ
быстро изменил свой общественный статус. Евреи устремились в крупные
промышленные города. Среди них появилось немало высокообразованных людей.
Евреи становились известными издателями, владельцами самых влиятельных газет и
журналов, учёными, адвокатами, врачами, учителями. Чрезвычайных успехов они
добились в финансовой и коммерческой деятельности. Им принадлежали солидные
банкирские дома, промышленные компании, железные дороги. Евреи как будто стали полноценными
и уважаемыми членами общества. Однако когда в 1873 г. в Германии и
Австро-Венгрии разразился финансовый кризис, в результате которого
обанкротились мелкие и средние банки и акционерные общества, а множество
людей лишились своих сбережений и акций, правительствам этих стран было удобно
назвать виновниками этого бедствия евреев. Именно в последней четверти XIX столетия в Западной Европе резко
обострились антиеврейские настроения, названные «антисемитизмом». Наиболее резко нетерпимость к евреям
проявилась в Германии. Особенность антисемитизма заключалась в том, что
политика правительства по отношению к евреям внешне не менялась, но ненависть
к ним в обществе нагнеталась при явном попустительстве властей. «Отец»
антисемитизма в Германии придворный пастор Адольф Штёккер считал, что
христианские устои в германском обществе разрушаются под влиянием евреев,
которым выгоден либерализм. Взгляды Штёккера были развиты его последователями:
журналистом Вильгельмом Марром (автором памфлета «Победа еврейства над
германством»), философом Евгением Дюрингом, писателем Густоном Чемберленом и
др. Они утверждали, что нынешние евреи в Европе — потомки худшей семитской
расы, изгнанной из Палестины ещё во времена Древнего Рима. «Эта скверная порода
ничего не дала миру, но всё забирала у других народов», — писал Дюринг. Её
цель, как считал он, власть над миром, порабощение всех наций, безжалостная их
эксплуатация. В руках евреев капиталы; пресса, управляющая общественным
мнением; им подчинена либеральная партия; они влияют на законодательные учреждения;
скоро и правительство будет к ним прислушиваться. Эта пропаганда производила
сильное впечатление на малообразованные слои общества. Возникло целое антиеврейское
движение. За Штёккером шла солидная публика, добивавшаяся ограничения прав
евреев. За Марром — ремесленники и мелкие лавочники, требовавшие бойкота
евреев. Они устраивали шумные антисемитские сборища, затевали скандалы в
трактирах и ресторанах и выгоняли оттуда посетителей, похожих на евреев. В
Берлине возник «Союз немецких студентов», отказавшийся поддерживать любые
отношения с евреями, которых оскорбляли и не пускали в аудитории университета. Антисемиты подали канцлеру Бисмарку
петицию, под которой собрали 300 тыс. подписей. Они потребовали ограничить
переселение евреев в Германию; лишить их ответственных государственных
постов; не допускать евреев в судебные ведомства в качестве единоличных судей;
запретить учителям-евреям преподавать в школах низшей ступени. На конгрессах
в Дрездене (1882 г.) и Бохуме (1889 г.) антисемиты требовали изгнать евреев из
страны и призывали вести борьбу с ними с помощью антиеврейских оборонительных
союзов. В 1886 г. в Германии была создана антисемитская Немецкая социальная
партия реформ, которая успешно боролась за места в парламенте. |