Предыдущая Следующая

Закон предписывал туркестанскому генерал-губернатору не столько управлять, сколько надзирать за управлением, заботиться об экономическом развитии края, о расширении его торговых связей, благосостоянии жителей и т. д. Непосредственное управление возла­галось на областных военных губернаторов и подчинённые им учреж­дения и лица. На деле же генерал-губернатор, опираясь на собствен­ную канцелярию, вскоре стал единственной реальной властью в крае. Константин Петрович Кауфман, первый генерал-губернатор Турке­стана, приобрёл славу талантливого устроителя среднеазиатских вла­дений России. Г. П. Фёдоров, управляющий канцелярией при Кауф­мане, писал: «Это был истинно царёв наместник на Дальнем Востоке, и туземцы недаром называли его Ярым-Падша (Половина Паря). Снаб­жённый огромными полномочиями, окружённый блестящим ореолом почти безграничной власти (которою он ни разу не злоупотреблял), Кауфман представлял собой более чем царского наместника; он был действительно половиной царя».

При всей своей военизированности российское управление в Туркестане оказалось достаточно эффективным. Когда в 1878 г. Сред­нюю Азию посетил знаменитый учёный и путешественник А. Ф. Миддендорф, он отметил «хороший порядок равно как дружеское согла­сие между русскими и туземцами».

Покорение Россией среднеазиатских земель во второй полови­не XIX в. коренным образом изменило судьбу Бухарского эмирата и Хивинского ханства. После того как русские войска в 1868 г. сломи­ли сопротивление Бухары, а в 1873 г. — Хивы, эти государства Юж­ного Туркестана не были присоединены к Российской империи, а ока­зались под её протекторатом, т. е. стали вассально зависимыми от России. По условиям договоров с Россией Бухара и Хива уступили ей ряд территорий (в частности, от Бухарского эмирата был отторгнут древний и богатый город Самарканд). Бухарский эмир и хивинский

всей его территории под названием Ферганская область в состав Турке­станского края. Военным губернато­ром области был назначен генерал М. Д. Скобелев.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЁН

К середине 70-х гг. XIX в. в Средней Азии остались независимыми турк­менские племена, не имевшие цент­рализованной власти.

Попытки Англии установить контроль над Средней Азией заста­вили русское правительство зако­нодательно оформить господство России над занятыми в Закаспии территориями. В марте 1874 г. было издано Временное положение о во­енном управлении в Закаспийском крае, по которому Закаспийский во­енный округ — от восточного побе­режья Каспийского моря до запад­ных границ Хивинских владений и реки Атрек на юге — включался в Кавказское наместничество. Цент­ром округа становился Красноводск. Таким образом, на территории Турк­мении впервые вводился админист­ративный порядок, регламентирова­лись права и обязанности местного населения. Запрещались продажа в рабство, отсечение рук и другие жес­токие наказания. Население сохра­няло свои обычаи, религию, быт, по­лучало бесплатную медицинскую помощь. Мирные условия жизни в присоединённых областях способ­ствовали сближению с Россией мест­ного населения, уставшего от бес­численных набегов хивинцев, бухарцев, иранцев.

Между тем британское прави­тельство любыми средствами пыта­лось помешать успехам России в Средней Азии. Особенно беспокои­ли Англию действия русской армии в Туркмении у города Мерв. В этот город засылались английские аген­ты, которые должны были создавать туркменские отряды для борьбы с Россией в Ахалтекинском и Мервском оазисах. Крайне осложнилось положение во время русско-турецкой


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org