Предыдущая Следующая

578

 

 

войны 1877—1878 гг., когда Англия пыталась объединить мусульманские государства против России. В ответ Россия увеличила численность войск в Туркестанском военном ок­руге, предприняла внешнеполитиче­ские шаги. Весной 1878 г. из Таш­кента в Кабул с дипломатической миссией отправился генерал-майор Столетов: русское правительство предлагало афганскому эмиру за­ключить союз, направленный про­тив Англии. В Кабуле Столетову был оказан дружественный приём. Это подтолкнуло Англию к началу воен­ных действий против Афганистана.

В 1878 г. английские войска за­няли Кабул, Кандагар и другие го­рода, намереваясь войти в долину Амударьи. Стремясь сохранить свои позиции в Средней Азии, русское правительство отдало войскам при­каз занять Ахалтекинский оазис. В августе 1879 г. русская армия на­правилась к крепости Геок-Тепе. Первую атаку туркмены отбили -русские отряды отошли, потеряв 200 человек убитыми и 250 ранеными. Эта неудача вызвала тревогу русско­го правительства, так как Англия могла предпринять попытку захва­тить новые российские территории.

Командующим войсками Закас­пийского военного отдела был на­значен Скобелев. Весной 1880 г. началось новое наступление на Геок-Тепе. Боевые действия отлича­лись крайним ожесточением. Мест­ное население противодействовало русским отрядам. В ответ на это не­покорные аулы сжигались. Город Геок-Тепе упорно сопротивлялся — в течение трёх недель войска не мог­ли им овладеть. В январе 1881 г. турк­мены оставили крепость, а в мае Ахалтекинский оазис был преоб­разован в Закаспийскую область с центром в Ашхабаде. Теперь незави­симость сохраняли только туркмен­ские племена Тедженского, Мервского и Пендинского оазисов.

После взятия Ахалтекинского оазиса русские войска прекратили наступление: в Тегеране начались переговоры о разграничении владе­ний России и Ирана (Персии) в Туркмении. 9 декабря 1881 г. была

хан отныне лишались права на самостоятельную внешнеполитичес­кую деятельность. Кроме того, российские купцы получили возмож­ность свободно торговать в Южном Туркестане и беспрепятственно проходить через него в соседние Персию и Афганистан. Аля конт­роля над деятельностью местных властей и несения дипломатической службы правительство направило в Бухару российского политичес­кого агента.

В целом же Россия почти не вмешивалась во внутренние дела Бухары и Хивы. Взаимоотношения местных правителей и их поддан­ных не изменились. Деспотичные монархи Бухары и Хивы по-прежне­му полновластно распоряжались жизнью, свободой и имуществом про­стого населения.

Россия не пошла на присоединение Бухары и Хивы по несколь­ким причинам. В конце XIX — начале XX в. правительство в далёком Петербурге считало преждевременным расширять владения империи в южном направлении, когда значительная часть её среднеазиатских земель оставалась ещё не освоенной. Аля создания и содержания рос­сийского аппарата управления в Бухаре и Хиве потребовались бы зна­чительные средства. Существовала и более весомая причина: присое­динение Юга Туркестана могло резко ухудшить отношения России и Великобритании в Центральной Азии — русские границы приблизи­лись бы к сфере английского влияния в этом регионе, а главное, к жемчужине британских колониальных владений — Индии. И нако­нец, требовалось время на то, чтобы коренные жители присоединён­ного Туркестана убедились в улучшении своего положения по срав­нению с населением Бухары и Хивы, которые по-прежнему в полной мере испытывали произвол знати и местных властей.

Россию вполне устраивало то, что Бухара и Хива являлись её протекторатами. Вместе с тем не исключалась возможность присое­динить эти государства к Российской империи в будущем.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org