Предыдущая Следующая

Среди историков, изучающих Туркестанский край, до сих пор не утихли споры: можно ли считать это окраинное владение Россий­ской империи колонией? Сторонники точки зрения, что Россия коло­низировала Среднюю Азию, подчёркивают: в конце XIX — нача­ле XX в. Туркестан значительно отличался от внутренних российских губерний по уровню экономического развития, управлялся он с по­мощью военно-административных методов, а коренное азиатское на­селение не получило всех тех политических прав, какими обладали россияне. Всё это действительно так. И тем не менее вряд ли можно считать Туркестан русской колонией.

В то время ни правительство, ни местные (туркестанские) вла­сти, ни российское общество не рассматривали среднеазиатские тер­ритории как колониальные владения. Между Россией и Туркестаном не существовало связей, характерных для взаимоотношения метро­полии и колонии: связь империи с новыми территориями была значи­тельно более тесной. В силу политических, военных и экономических причин Россия учредила в Средней Азии особую, военно-админист­ративную форму управления, которая представлялась вынужденной, временной. Русский Туркестан скорее был своеобразной националь­ной территорией, которая в будущем должна была органично слиться с остальной империей. Для этого прилагались большие усилия к поли­тическому и экономическому переустройству завоёванного края. В районах Казахстана и Ферганской долине уже к концу XIX в., т. е. после присоединения к Российской империи, наблюдался экономи­ческий подъём, росло число городов.

579

 

 

 

Средняя Азия

в составе России.

заключена русско-персидская кон­венция, которая фактически означа­ла образование русско-персидского союза. Персия обязывалась не вме­шиваться в дела туркмен, населяв­ших Мервский и Тедженский оазисы.

Но Англия не отказалась от борьбы за Мерв. В нём, как и во мно­гих городах Средней Азии, были сто­ронники и противники сближения с Россией. Отсутствие прочной власти в Мерве позволило Англии активно противодействовать влиянию Рос­сии. Однако попытки англичан скло­нить на свою сторону туркмен в Мерве не удались. 1 января 1884 г. собрание народных представителей приняло решение о добровольном присоединении Мерва к Российской империи, а 31 января делегация Мерва в Ашхабаде дала присягу на вер­ность России. Жители Мерва стали российскими подданными. Городу предоставлялось внутреннее само­управление; его население сохраня­ло мусульманское вероисповедание; запрещались работорговля и разбои. В марте 1884 г. в состав России во­шёл весь Мервский оазис.

Так в 80-х гг. XIX в. завершился важный период, связанный с утверж­дением влияния и господства России в Средней Азии. Российская империя получила колоссальные новые терри­тории, дипломатические осложнения с Великобританией и крайне трудную, запутанную проблему организации управления завоёванным краем, столь отличным во всех отношениях от прочих областей империи.

СИБИРЬ В XVIII И XIX ВЕКАХ

Сибирь была известна русским лю­дям издавна. Ещё в XI в. новгород­цы ходили за Камень (Урал), хотя путь туда был «непроходим пропас­тями, снегом и лесом». Новгород­ские дружины нередко собирали дань с сибирских племён. В XV в. на Урале стали появляться московские воеводы. В конце XV — начале XVI в. правители Московского государства нередко предпринимали военные походы, стремясь присоединить к своим владениям богатые сибир­ские земли. Окончательно Сибирь была завоёвана в XVII в.

В народе Сибирь называли «землёй обетованной». Рассказывали, что кипят там реки от обилия рыбы, которая сама прыгает в лодки; не со­считать в лесах бесценного пушно­го зверя. Самим же лесам нет ни кон­ца ни края. В них видимо-невидимо ягод, грибов, диковинных растений; полным-полно оленей, кабанов, зай­цев. Нельзя пропасть от голода в Си­бири: прокормит тайга. А главное — нет там ни боярской, ни княжеской, ни царской власти. Всякий сам себе хозяин. Вот и бежали в Сибирь с дав­них пор русские люди — от голода,


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org