Предыдущая Следующая

В Министерстве полиции рабо­тала «особенная» канцелярия минист­ра. В её задачи входили наблюдение за «общим мнением, толкованиями, слухами», слежка за подозрительными иностранцами, контроль за самими чиновниками полиции. Начальник «особенной» канцелярии действовал в соответствии с секретной инструк­цией царя и нередко делал ему лич­ные доклады. Министр полиции не без основания полагал, что начальник его «особенной» канцелярии следил и за ним.

Оба — и министр полиции, и начальник его «особенной» канцеля­рии — участвовали в интриге против Сперанского, в результате чего тот был отправлен в ссылку.

Медаль

«За беспорочную службу в тюремной страже». Учреждена в 1887 г.

Стражники Дмитровского уездного полицейского управления.

Начало XX в.

625

 

 

 

Городовой (городской стражник). Конец XIX — начало XX в.

Постепенно в Министерстве полиции создавались кадры профес­сиональных доносчиков и провока­торов. Со временем Балашов «затя­нул всю Россию сетью шпионажа». Значение его самого возросло столь сильно, что вызвало серьёзную тре­вогу у императора. Наконец, Алек­сандр Павлович пришёл к выводу: «Он (Балашов. — Прим. ред.) хочет завладеть всем и всеми, это мне нра­виться не может». И в 1819 г. Мини­стерство полиции было ликвидиро­вано. Полицию вновь передали в Министерство внутренних дел вме­сте с «особенной» канцелярией.

Города кишели шпионами. А поскольку большинство из них не были профессионалами и набира­лись из отбросов общества, то для того, чтобы оправдать своё сущест­вование в ведомстве, они сочиняли множество ложных доносов и неле­пых «политических дел», на которые начальство в конце концов переста­ло обращать внимание. Доходило до того, что следили за всемогущим графом Аракчеевым, и он знал в лицо шпионящих за ним. Поэтому, когда среди подобных сообщений появились толковые и содержатель­ные донесения провокатора Шерву­да, сумевшего внедриться в Южное общество декабристов, работу аген­та не оценили по достоинству и не успели предотвратить вооружённое выступление. Как говорили, «о суще­ствовании охватившего всю страну заговора начальника столичной по­лиции графа Милорадовича осведо­мила только пуля Каховского».

III ОТДЕЛЕНИЕ

Восстание декабристов стало пол­ной неожиданностью для властей. Оно показало слабость полиции. Новый император, переживший опасные дни, задумался о реоргани­зации этого ведомства. Кроме того, во время допросов декабристов Ни­колаю приходилось выслушивать столь острую и убедительную кри­тику в адрес государственного аппа­рата и судебных учреждений, что он не мог оставить её без внимания.

Венценосный следователь приказал подготовить список критических за­мечаний, высказанных «злоумыш­ленниками», и держал его на столе в своём рабочем кабинете.

Николай I решил навести твёр­дый порядок в обществе и госу­дарстве. Для этого, по его мнению, следовало образовать ещё один полицейский орган, который над­зирал бы за политической благона­дёжностью подданных, их отноше­нием к властям и службе. Новый орган должен был не только пре­дотвращать заговоры против трона, но и выявлять людей, сомневаю­щихся в том, что существующий строй — самый лучший для России. Борьба с злоупотреблениями мест­ных властей также вменялась в обя­занности этому учреждению, так как именно злоупотребления часто вызывали сомнения в справедливо­сти российских порядков.

Считая личный контроль важ­ным условием успешной деятель­ности политической полиции, Нико­лай I ввёл её в состав собственной канцелярии, образовав в ней новое, III Отделение. В III Отделение Соб­ственной Его Императорского Ве­личества канцелярии вошли воз­главляемая фон Фоком «особенная» канцелярия Министерства внутрен­них дел, её тайная агентура и жан­дармерия. Помимо всего прочего, III Отделение было обязано следить за иностранцами, вызывающими подо­зрения у властей; контролировать рас­следование особо опасных преступле­ний и деятельность религиозных сект; предотвращать крестьянские выступ­ления. В ведении III Отделения нахо­дилась также и театральная цензура. Ежегодно оно составляло для царя от­чёты о положении в стране, состоя­нии общественного мнения, мерах, принятых для сохранения спокойст­вия во всей империи. В распоряжение III Отделения передали две тюрьмы — Петропавловскую и Шлиссельбургскую крепости.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org