Предыдущая Следующая

Нередко перепланировка горо­да была связана с пожарами, от ко­торых, как от стихийного бедствия, сильно страдала деревянная Русь. Например, после очередного пожара в Новгороде, когда сгорела Торговая сторона, в 1723 г. Пётр I издал указ, в котором предписывалось: «В Нов­городе на погорелых местах хором­ное деревянное строение строить регулярно, как в Санкт-Петербурге строится... а улицы по учинённому плану. А как на пожарных местах построятся, тогда в оставшемся ста­ром жилье, где пожару не было, одну или две из больших улиц расширить или прямо сделать».

Тогда же для строительства по новому плану в Новгород приехал «архитекторский ученик» Григорий Охлопков, который десять лет на­блюдал, как отстраивается город. По составленному в столице плану Ох­лопков должен был «на погорелых местах развесть улицы линейно и поставить вехи; для образца одному из жителей сделать хором по указу, по которому образцу и прочим жи­телям строиться».

В своём отчёте сенату (1731 г.) Охлопков написал, что провёл пере­планировку десяти улиц на Торговой стороне города и возвёл там новые

здания. Охлопков работал на терри­тории, где с 1696 г. регулярно случа­лись пожары, из-за чего Торговая сторона постоянно строилась и пе­рестраивалась.

Через 45 лет после градостро­ительной деятельности Григория Охлопкова Екатерина II подписала новый план застройки Новгорода. Планировка города теперь была увя­зана с древними памятниками архи­тектуры: перспективы многих улиц теперь замыкались башнями кремля или храмами. Этого не предусматри­вал петровский план, которым руко­водствовался Охлопков: улицы, про­ложенные по масштабной линейке, оставляли древнейшие памятники города в глубине кварталов.

Подход к градостроительству, сложившийся к концу XVIII в., сло­мал традиции средневековой пла­нировки русских городов. Потре­бовались десятилетия творческого поиска, чтобы создавать единые ар­хитектурные ансамбли из памятни­ков древности и новых сооружений.

Типичный облик города по­следней четверти XVIII — начала XIX в. до наших дней сохранила Калуга. Первоначально она входила в Московскую губернию, но вскоре и сама стала губернским центром. Красавец город, раскинувшийся на холмах у Оки, среди пышных садов, быстро строился. Он славился свои­ми художественными изделиями из

Бараночник. Статуэтка. Середина XIX в.

дерева, вышивками, кружевами, печ­ными изразцами. На пристанях Ка­луги разгружались суда с хлебом, овощами, мёдом, рыбой, пенькой, кожами и другими товарами, произ­водимыми в стране. Как и лежавший рядом Малый Ярославец, Калугу ок­ружали усадьбы московской и петер­бургской знати, выезжавшей сюда на летний отдых. Усадьбы для таких се­мей строили выдающиеся архитек­торы М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов. Летняя жизнь там была близка к столичной, что придавало особый стиль городу.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org