Предыдущая Следующая

Между фок-мачтой и бушпритом натягивался косой треуголь­ный парус, который назывался кливером или стакселем.

ожесточённая дуэль. Сражение ча­ще всего выигрывал тот адмирал, который располагал большим коли­чеством линейных кораблей, а ста­ло быть, и пушек. Конечно, в бою, в котором противники следовали ка­нонам линейной тактики, им при­ходилось маневрировать. Главное заключалось в том, чтобы во время сражения не попасть под сильный ветер. Тогда корабли кренились на борт, и вода могла залить пушечные порты нижней палубы, что осла­било бы огневую мощь корабля. Однако все адмиралы и капитаны твёрдо помнили основное правило линейной тактики: «Ни в коем слу­чае не покидать линию!». С теми, кто выходил из общего строя ко­раблей во время битвы, безжалостно

615

 

расправлялся военный суд. Но не менее жестоко он карал и тех, кто в пылу сражения переходил в насту­пление, вырываясь вперёд и ломая ровный строй кораблей. Когда один из британских адмиралов попытал­ся в ходе боя изменить тактику, его приговорили к смертной казни.

Морской устав. 1785 г.

УШАКОВСКОЕ ВРЕМЯ

Человек, которому было предназна­чено сломать «железное правило» линейной тактики, родился в Рос­сии в 1744 г. Его имя — Фёдор Фё­дорович Ушаков. Славу великого русского флотоводца он приобрёл в войнах с Турцией.

Преемники Петра Великого уделяли флоту не слишком много внимания. Положение изменилось, когда престол заняла Екатерина II. Императрица и её советники верно рассудили, что позиции Балтийско­го флота слишком уязвимы: введя корабли в Зундский пролив между Данией и Скандинавским полуост­ровом, противник легко блокировал бы русские эскадры, закрыв им до­ступ в воды Атлантики. Эти опасе­ния были тем более справедливы, что начиналась эпоха безраздель­ного господства британского фло­та в Мировом океане. Но даже если англичане «захлопнули» бы перед Россией Зундские Ворота, у неё ос­тавался ещё Босфор. Следовало по­добрать «ключи» к черноморским проливам, чтобы через них выйти на просторы Средиземноморья — там располагались важнейшие стра­тегические и торговые коммуника­ции флотов великих европей­ских держав.

В результате русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Россия получила сво­бодный доступ к Чёр­ному морю: отныне она контролировала Крымский полуостров. Важную роль в победе русского оружия сыгра­ли военно-морские си­лы. Корабли Балтийского флота, обогнув Европу, вошли в Средиземное море и 26 июня 1770 г. в Чесменской бухте атаковали, а затем и уничтожили мощный турец­кий флот.

Наконец Россия получила воз­можность строить флот на Чёрном море. На верфях Херсона, Таганрога и Севастополя к 1787 г. были постро­ены 5 линейных кораблей, 19 фре­гатов, 1 бомбардирский корабль и 10 мелких парусников. И вовремя, так как в Стамбуле вознамерились взять реванш. Началась очередная русско-турецкая война. Летом 1788 г. у острова Фидониси авангард Чер­номорского флота под командо­ванием Ушакова дерзко «сломал» линию, пошёл на сближение с кораб­лями турецкого адмирала Эски-Гасана и, сосредоточив огонь на флагмане «Капудание», нанёс ему урон. Турец­кий флот в беспорядке отступил. Так родилась новая, манёвренная тактика ведения морских сражений.

Уже при Павле I выдвинулся та­лантливый флотоводец и будущий адмирал Д. Н. Сенявин, много сделав­ший для утверждения манёвренной тактики. В 1798—1800 гг. русско-ав­стрийская армия под командова­нием фельдмаршала А. В. Суворова сражалась в Италии с французской республиканской армией. В это же время эскадра Ушакова, под началом которого служил Сенявин, совмест­но с турецким флотом (в 1799 г. Тур­ция выступила как союзница России в войне с Францией) успешно отби­ла у неприятельских гарнизонов ост­рова и морские крепости Средизем­номорья. В дальнейшем Сенявин удачно действовал в войнах России с Францией 1805—1807 гг.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org