Предыдущая Следующая

Общее руководство морской политикой в XVIII в. осуществляла основанная ещё в 1718 г. Петром I Адмиралтейств-коллегия. Морские офицеры получали подготовку в спе­циальном военно-учебном заведе­нии — Морском кадетском корпусе в Петербурге. Чины на флоте уста­навливались в соответствии с Табелью о рангах. Младшим офицерским чи­ном был чин мичмана, высшим -чин генерал-адмирала. Форма мор­ских офицеров, введённая Петром I,

616

 

 

 

почти не отличалась от пехотной. Матросы же носили короткую курт­ку (бострог) с камзолом, штаны с чулками, башмаки и высокую шляпу с круглыми полями. В 1764 г. форма военных моряков изменилась: офи­церы получили белые кафтаны с зе­лёными обшлагами, воротниками и лацканами. Те же цвета были приня­ты и в матросской форме.

Принципы обучения офицеров и матросов на Балтийском и Черно­морском флотах несколько отлича­лись друг от друга. На Черноморском флоте подготовка моряков происхо­дила в условиях, по возможности приближенных к боевым. Большое внимание Ушаков обращал на мет­кость артиллерийской стрельбы, причём особо отличившимся пола­галась денежная премия. Не менее важным он считал обучение эки­пажей кораблей быстрому манев­рированию. На Балтике подготовка военных моряков в основном осу­ществлялась во время так называе­мых практических плаваний флота между Кронштадтом и Ревелем или Кронштадтом и Петербургом.

ЭКОНОМИЯ НА ФЛОТЕ

Если сухопутным силам России дове­лось сыграть главную роль в сокру­шении могущества Наполеона и в 1814 г. армия Александра I считалась сильнейшей в Европе, то этого нель­зя сказать о флоте. И сам император, и его ближайшие советники не со­мневались в том, что России не суж­дено быть крупной морской держа­вой, а потому на флотских нуждах старались экономить. От активной морской политики в Средиземно­морье, проводившейся Екатериной II и Павлом I, отказались. Не всегда удачно выбирал император и мор­ских министров. С 1802 по 1809 г. Министерством морских сил руко­водил адмирал П. В. Чичагов, о ко­тором осведомлённый во флотских делах современник отзывался так: «Избалованное дитя счастья, всё знал по книгам и ничего по опытам, всем и всегда командовал и никогда ни у кого не был под начальством... Самого себя считал способным ко всему, а других ни к чему...».

Штурм французской

крепости

на острове Корфу,

произведённый

русско-турецкими

войсками

под командованием

адмирала

Ф. Ф. Ушакова

в 1799 г.

617

 

 

Офицер флота. 1858 г.

флотовожди, неопытные капитаны и офицеры, и пахари под именем мат­росов, в корабельные экипажи сфор­мированные, могут составить флот, то мы его имеем», — с горечью писал со­временник. Однако пока Британия выступала верным союзником России в борьбе с Наполеоном, такое положе­ние флота мало кого беспокоило.

ПАРУС ПРОИГРЫВАЕТ ПАРОВОЙ МАШИНЕ

Император Николай I в отличие от своего предшественника относился к развитию флота с самым при­стальным вниманием, так как про­водил активную восточную полити­ку. После русско-турецкой войны 1828—1829 гг. и заключения вы­годного для России мира царём по­степенно овладела идея увеличить территорию империи за счёт об­ширных турецких владений. Нико­лай собирался разделить их совме­стно с англичанами, однако у тех были совсем иные планы. Англия видела в Турецкой империи фор­пост, препятствующий распростра­нению русского влияния на Балка­нах. Назревала очередная война: против России объединились Анг­лия, Франция, Турция и Сардинское королевство. Основным боевым действиям предстояло развернуться в районе Чёрного моря.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org