Предыдущая Следующая

По канонам военного искусст­ва наполеоновской эпохи русский Черноморский флот считался силь­ным. Но с тех пор в военно-морской технике произошли серьёзные изме­нения, к которым правительство Ни­колая I не отнеслось с должным вни­манием.

Именно в то время в западно­европейских странах появился па­ровой флот. Нельзя сказать, чтобы в России совсем ничего не пред­принимали в этом направлении. В 1836 г. сошёл со стапеля пароходофрегат «Владимир», способный развивать скорость около 8 узлов (1 узел = 1,852 км/ч) и вооружён­ный девятью пушками. «Владимир» приводился в движение гребными колёсами, прикрытыми кожухами. Однако огневую мощь колёсных па­роходов, слишком уязвимых для снарядов вражеской артиллерии, усилить не удавалось — увеличить количество орудий на судах меша­ли громоздкие кожухи. В 1848 г. был заложен первый русский винтовой фрегат «Архимед». Паровая машина у винтовых кораблей находилась ни­же ватерлинии, что предохраняло её от попадания снарядов противника. Отсутствие громадных колёс позво­ляло использовать борта только для установки орудий. Так, «Архимед» нёс на себе 48 пушек.

Но это лишь единичные при­меры. Когда в 1853 г. началась Вос­точная (или, как её чаще именуют, Крымская) война, флот антирусской коалиции по общему числу кораблей превосходил морские силы России в два раза, а по количеству паровых — в десять раз. И всё же российским флотоводцам удавалось одерживать победы. 18 (30) ноября 1853 г. Чер­номорский флот под командовани­ем адмирала П. С. Нахимова наголо­ву разгромил под Синопом турецкую эскадру. Это было последнее круп­ное сражение эпохи парусного фло­та. 5 ноября 1853 г. пароходофрегат «Владимир», которым командовал капитан-лейтенант Г. И. Бутаков, дал бой турецкому 10-пушечному кораб­лю «Перваз-Бахри» и принудил его спустить флаг. Когда же корабли Черноморского флота были затопле­ны у входа в бухту Севастополя, что­бы преградить путь к городу англо-французским кораблям, матросские команды направились на защиту го­родских бастионов. Бутаков просил Нахимова назначить его на самый опасный участок. «Нельзя-с, — отве­чал знаменитый адмирал, — вас нуж­но сохранить для будущего флота».

После неудачного для России окончания Крымской войны им­перия не имела права держать на Чёрном море военный флот и воен­но-морские базы. За Балтийским флотом пристально наблюдала бри­танская разведка, чтобы в любой мо­мент блокировать его выход на про­сторы Атлантики. Только в 1871 г, канцлеру А. М. Горчакову удалось до-

618

 

 

биться отмены ограничительных статей Парижского мирного догово­ра, запрещавших строительство во­енного флота на Чёрном море.

БРОНЕНОСНЫЙ ФЛОТ

С созданием во второй половине XIX в. парового флота решающее значение в военно-морской тактике приобрели нарезная артиллерия и минно-торпедное оружие. Это в свою очередь предопределило взаи­мосвязь между действиями кораб­лей различных типов и классов.

В 70-е гг. XIX в. в военных фло­тах многих государств на смену ли­нейным кораблям парусного флота пришли суда нового типа — броне­носцы. Эти тяжёлые корабли были защищены толстой бронёй. На их вооружении находились мощные дальнобойные орудия, укрывавшие­ся в бронированных башнях. Броне­носцы использовались в качестве главной ударной силы в генераль­ных морских сражениях.

К строительству таких кораблей Россия приступила в 70-х гг. Снача­ла сооружались броненосные бата­реи, предназначенные для береговой обороны. К ним относится броне­носная батарея «Опыт», построенная в 1861 г. Первый же русский броне­носец «Пётр Великий» вошёл в строй в 1877 г. и был включён в состав Бал­тийского флота. Корпус корабля за­щищала броня толщиной в 356 мм, в двух его башнях находились четы­ре 305-миллиметровых орудия, ско­рость судна достигала 14 узлов.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org