Предыдущая Следующая

СКОМОРОХИ

Скоморохи разыгрывали представ­ления, которые русские священники называли «бесовскими со свистанием, и кличем, и воплем». Православ­ная церковь порицала эти забавы, ус­матривая в них падение нравов и отход от веры. Однако признавала, что бороться с ними чрезвычайно трудно, ибо «заповедай пост и бде­нье — все ужаснутся и убегут, а ска­жи пирове ли, вечеря ли, песни приязны, то все готовы будут и потекут, аки крылаты».

Несмотря на строгие запре­ты, на Руси любили веселиться. Те, кто побогаче, держал в своём владе­нии гусляров-песенников. Но боль­шинство во время гуляний на Свят­ки или Масленицу отправлялось смотреть на бродячих артистов-скоморохов.

Одни из них играли на музы­кальных инструментах — дудках, барабанах, медных тарелках, пели задорные песенки, сказывали стихи-потешки, не боясь острого словца, за что и назывались глумцами. Другие носили на головах доски с прикреп­лёнными к ним куклами, разыгрывая представления-«позоры». Третьи, в причудливых одеждах, закрывали лица масками — «личинами», или «харями». Некоторые, развлекая зри­телей, ходили с дрессированными животными — медведями, козами, свиньями, зайцами или собаками.

На скоморошьи представления-позоры» сбегались не только селяне

664

 

 

и горожане. Царь Алексей Михай­лович любил слушать весёлых гу­сельников, скрипичников, домрачей, цимбальников, а потом стал развле­каться танцами, которые смотрел с превеликим удовольствием.

Праздники, на которых лице­действовали скоморохи, снижали напряжение в обществе, тем самым способствуя большей его стабиль­ности и сплочённости. Например, во время святочных и масленичных праздников устраивали «игру в ца­ря». Шуты и скоморохи наряжались в балахоны, надевали на головы ко­роны из бересты, украшенные пав­линьими перьями. Потом выбирали «царя», водили вокруг него хорово­ды и пели здравия, пародируя цере­монии, совершавшиеся при возве­дении на престол настоящего царя.

Начиная с XVII столетия пра­вительство стало усматривать в таких забавах политическую де­монстрацию — «воровской обычай» и самозванчество. За это «народным царям» полагалось строгое нака­зание. Им отсекали два пальца на правой руке, били кнутом и ссы­лали в Сибирь.

А. Кардовский. Бал в Москве. 20-е гг. XIX в.

665

 

 

КАРНАВАЛЫ

Побывав в европейских странах, Пётр I прослышал там о карнавалах и праздничных шествиях, пожелав перенести в Россию их атрибуты и сценарии. Ему особенно понравились карнавальные церемонии из­брания шутовских иерархов церкви — епископов, архиепископов. Эти шутовские церемонии напоминали кривое зеркало, в котором дейст­вительность отражалась в гротескном, карикатурном виде.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org