Предыдущая Следующая

Пётр I обратил внимание и на карнавальные процессии кораб­лей-колесниц. Царь, всю жизнь страстно любивший корабли и море, не преминул и в России устроить подобные шествия-представления, стремясь продемонстрировать морское могущество России.

Петровские «корабли» представляли собой сложные инженер­ные сооружения со специальной оснасткой и устройством для пиро­технических эффектов. На их мачтах крепили плетёные корзины — «вороньи гнёзда», где находились «вперёдсмотрящие», а на флагшто­ках развевались вымпелы. «Корабли» были поставлены на санные по­лозья, и их тащили запряжённые цугом лошади. Чтобы полозья были не видны, корабли закрывались полотнищами голубой ткани, а на кор­ме были подвешены якоря.

 

Рукопись с нотами

танцевальных

мелодий.

Движения в танце зависели от особенностей костюма. В XVIII в. кри­нолин и высокие каблуки исключа­ли быстрые, стремительные танце­вальные на (от франц. pas — «шаг»), однако позволяли принимать разно­образные позы, в которых исполните­ли замирали, как бы создавая живые изящные картины. Поклоны и реве­рансы были главными элементами од­ного из самых красивых и утончён­ных французских танцев — менуэта, появившегося в XVIII в. Присущие ему элегантность и церемониальность делали его настоящим произведением искусства.

Одна из современниц писала, что «менуэт танец премудрый; поми­нутно то присядь, то поклонись, и делать это надо было с осторожностью; а иначе, то лбом стукнешься с партнёром, то толкнёшь танцующе­го рядом в спину или на шлейф на­ступишь его даме, или тебе его ото­рвут, или сама запутаешься в нём».

Когда в моду начал входить вальс, многие порицали его за то, что партнёр обнимал свою даму за талию и стремительно кружил по танцеваль­ной зале. Вальс тем не менее был по­пулярен в русском обществе XIX в., но так и не стал главным бальным тан­цем, уступив первенство полонезу и мазурке — польским танцам.

КАРУСЕЛЬ

Со второй половины XVIII в. в выс­шем русском обществе большое рас­пространение получила карусель — военная игра на открытом воздухе. Когда-то эта конная игра заменила кровавые и жестокие рыцарские тур­ниры, сопровождавшиеся немалыми жертвами. Французские короли Генрих IV и Людовик XIII любили наблюдать из окон Лувра, как по ок­ружности дворцовой площади дви­жутся разукрашенные колесницы, управляемые опытными возничими. Они, то замедляя, то убыстряя бег ко­ней, демонстрировали выездку и своё умение управлять ретивыми скакунами, число которых в упряж­ке иногда достигало 20.

Карусель.

Аттракцион на ярмарке. XIX в.

карусель в России. Её составили че­тыре кадрили, участники которых были облачены в различные кос­тюмы. Кадрили соответственно на­зывались — славянской, индийской, римской и турецкой. Римской и ту­рецкой кадрилями руководили мо­лодые придворные — братья Григо­рий и Алексей Орловы.

Публика обычно размещалась в специально выстроенном амфи­театре. Участники кадрили — как правило, их было шесть человек — появлялись перед зрителями под звуки оркестра, в сопровождении пажей и оруженосцев. Участники должны были продемонстрировать и своё умение владеть оружием — на всём скаку попасть в кольцо или мяч, снять шлем с головы манекена или срубить единым махом ему го­лову. Победителей ждали драгоцен­ные награды, вручаемые красивей­шими дамами.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org