Другой затейник устраивал для посетителей в своём саду
разные «идиллии». Особенно ему удавалась «патагонская идиллия»: перед изумлённой
публикой водили хороводы полуодетые слуги хозяина, выкрашенные в чёрную и
коричневую краску, с перьями в волосах, обвешанные бусами. «Патагонцы» плясали,
как умели, а хозяин гордо разъяснял присутствующим, что они, не покидая
Петербурга, находятся среди дикарей Южной Африки. В XIX в. стало модно отправляться
на прогулки в дворцовые сады и парки, за которыми ухаживали целые армии
лесников и садовников: они стригли газоны, выращивали в теплицах и высаживали
на клумбы цветы в соответствии с сезоном, подбирая их к растущим рядом
растениям; формировали кроны деревьев, добиваясь, чтобы, например,
корабельные сосны образовывали стволы, напоминающие гигантские подсвечники из
трёх или четырёх отростков. Тщательного ухода требовали садовые и парковые дорожки.
Их хорошо утрамбовывали и посыпали гравием или битым кирпичом. На поверхности
таких дорожек вода не задерживалась, а быстро уходила в почву, и они всегда
оставались сухими. В середине XIX в. увлеклись
устройством «вокзалов». В загородных парках возводили красивые лёгкие
павильоны, где ставились спектакли, играли оркестры, шумели балы и маскарады,
сверкали фейерверки, пели цыганские хоры. В России «вокзалами» стали
называться железнодорожные станционные здания, так как одно из первых такого
рода — вокзал в Павловске, под Петербургом, — одновременно служило и
помещением для гулянья, и местом посадки пассажиров на поезд первой в России
железной дороги. В Москве купечество и другие горожане облюбовали для
гуляний Сокольники, которые славились своими перелесками, рощицами, лужайками с
изумрудно-зелёной травой и полевыми цветами. БАНИ Особой страстью русского человека издавна было посещение
бани. Живущим в конце XX в. и повседневно
пользующимся ваннами, бассейнами и саунами трудно представить себе, что такое
настоящая русская баня с её секретами и целительной силой. Уметь правильно
построить и истопить баню, вымыться так, чтобы Вид Серебренических бань в
Москве. Гравюра. 669 НАРОДНЫЕ
ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ В далёком прошлом жизнь человека
была тесно связана с сезонными изменениями погоды. Требовалось точно знать,
когда засевать поля, высаживать огородные культуры, выгонять на пастбища скот.
Неурочные заморозки или засуха могли погубить урожай и обречь человека на
голод и лишения. Со временем люди научились подмечать малейшие атмосферные
изменения, особенности поведения животных и птиц, позволявшие предсказывать
погоду. Многие приметы были приурочены к дням православных церковных
праздников. Так, на 19 января приходится
Крещение. Ясная и холодная погода в этот день предвещает засушливое лето,
пасмурная и снежная — позволяет надеяться на обильный урожай. Следующий месяц имеет свои приметы.
2 февраля, на Святого Евфимия, в полдень смотрят на небо: если видят солнце, то
весна обещает быть ранней и тёплой; если же метёт метель — жди ненастья на всю
Масленицу. 15 февраля наступает праздник Сретения, про который говорят: «На
Сретение зима с летом встретились». В марте в снегу появляются первые
проталины, прилетают грачи, зацветает верба. Это приметы скорой весны. Но какой
она окажется? Ранней и сухой — пшеничный колос не наберёт силы; поздней и
дождливой — травы и зерновые на корню сопреют, будет неурожай. Ждут 14 марта,
дня Святой Евдокии, когда происходит первая встреча весны. Недаром говорили
встарь: «Евдокия красна, и весна красна»; «Какова Евдокия, таково и лето». Если
идёт снег — к урожаю, тёплый ветер — к мокрому лету, а холодный — не жди тепла
ни весной, ни летом. |