Предыдущая Следующая

22 марта отмечают праздник Сорока Мучеников — Сороки. Счи­талось, что в этот день происходит вторая встреча весны, прилетают 40 пичуг. В народе говорили: «Увидел скворца — весна у крыльца»; «Чайка прилетела — скоро лёд пойдёт»; «Вернулись журавль да жаворонок — жди тепла»; «Увидел зяблика — будут ещё холодные утренники».

Наступает апрель, о котором существовала поговорка: «Апрель с водою, май с травою». 7 апреля, на Благовещение, «весна зиму по­борола». В этот день надо примечать: если снег ещё лежит на крышах домов, то в полях он останется до 6 мая, до Святого Георгия (Егория). Если погода мягкая, да ещё и гроза пройдёт, то жди и лета тёпло­го, урожайного. А если и ночь тёплой окажется, весна будет скорой: посевы дружно поднимутся, трава зазеленеет, скот быстро окрепнет и начнёт набирать вес. С Благовещения отсчитывают 40 холодных утренников до настоящего летнего тепла.

Про май говорили так: май — холодный, а год — хлебородный. На Святого Георгия — 6 мая — приходится начало самого тёплого периода года, который заканчивается 2 августа, на Илью Пророка. Примета своевременного наступления весны и лета — «соловьиный лад», т. е. пение соловьев 15 мая, на Святого Бориса. 16 мая зацвета­ет черёмуха, наступает непродолжительное похолодание. В это вре­мя собирают молодую крапиву и варят из неё свежие постные щи, сдабривая их молоком или сметаной.

3 июня, в день Святых Елены и Константина, в достаточно про­гревшуюся землю сеют лён и гречиху. 11 июня, на Феодосию (Федосью), начинает колоситься рожь. 13 июня, на Еремея (Ермия), прихо­дит конец всякому севу: иначе посеянное не вызреет — тепла не хватит. Уже 25 июня лето поворачивает на зиму. 29-го, на Святого Тихона, смолкает птичий щебет.

Лето продолжается. Дневная температура почти не отличается от ночной, достигая своего пика; но дни понемногу становятся короче, а ночи длиннее и темнее. 7 июля —день Ивана Купалы — открывает начало

получить при этом удовольствие и избавиться от хворей, считалось подлинным искусством.

Почти на каждом дворе име­лась своя баня. Иностранцы, побы­вавшие в разные времена на Руси, отмечали странную, на их взгляд, любовь россиян к мытью в банях. Сохранилась легенда о том, как к славянам пришёл христианский проповедник Андрей. Приглашён­ный ими помыться в бане, он чуть не погиб там от ужаса. Впоследст­вии он рассказывал, как славяне то­пят бани докрасна, раздеваются, об­ливаются квасом и заходят внутрь, где «поднимают на себя прутья мо­лодые и бьют себя сами, и до того добивают, что едва вылезают, чуть живые, и обливаются водой студё­ною, и так оживают». Проповедник особо подчёркивал, что делают это славяне добровольно «всякий день, никем не мучимые, но сами себя му­чат, и то совершают омовенье себе, а не мученье».

Прошло тысячелетие, прежде чем европейская наука признала, что «нет такого лекарства, которое рав­нялось бы силою, действенностью и целительностью с русской баней для укрепления и оживления тела чело­веческого».

Банная премудрость начина­лась с выбора места для постройки самой бани. Её ставили достаточно далеко от жилых построек во избе­жание пожара и в то же время на­столько близко, чтобы, идя из бани домой, человек после пара и жара не застудился.

Баню размещали близ воды — реки или озера. Предпочитали реч­ную воду — мягкую, чистую, пахну­щую свежестью, а не озёрной тиной. Сруб ладили из брёвен хвойных по­род — ели, сосны, лиственницы. Пропитанные смолой, они не подда­вались сырости и гниению. Там, где было мало леса, строили баньку из пористого камня, конопатя стены мхом. Но и в каменной баньке пото­лок и пол делали обязательно дере­вянными. На потолочные плахи кла­ли бересту, мох, а поверх них — ещё и дёрн. Лишь потом сооружали дву­скатную кровлю. Пол настилали с


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org